РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 34

Пере­пис­ная [кни­га] цер­ков­ной утва­ри костром­ско­го Тро­иц­ко­го Ипа­тьев­ско­го мона­сты­ря

(л. 1)

Лета 1701 сен­тяб­ря в день по ука­зу вели­ко­го госу­да­ря царя и вели­ко­го кня­зя Пет­ра Алек­се­е­ви­ча всеа Вели­кия и Малыя и Белыя Росии само­держ­ца, и по нака­зу из Мона­стыр­ско­го при­ка­зу за при­пи­сью диа­ка Гера­си­ма Пота­пи­е­ва, столь­ник Воло­ди­мер Дани­ло­вич Воро­бин, при­е­хав на Костро­мы в Тро­иц­кой Ипатц­кой мона­стырь, и в том Тро­иц­ком Ипатц­ком мона­сты­ре свя­тыя Божия церк­ви, и в церк­вах Божие мило­сер­дие свя­тые ико­ны и кни­ги, и в риз­ни­цах ризы и сти­ха­ри, и вся­кую цер­ков­ную утварь, и на коло­коль­ни­це коло­ко­ла, и в мона­стыр­ской казне ден­ги, и вели­ких госу­да­рей жало­ва­ныя гра­мо­ты, и вся­кия мона­стыр­ския кре­по­сти, и сереб­ря­ную и мед­ную и оло­вян­ную посу­ду, и ружие, так­же в мана­сты­ре бра­тию и слуг и слу­жеб­ни­ков и вся­ких мона­стыр­ских работ­ни­ков,

(л. 1 об.)

и на коню­шен­ном и на воло­вьих дво­рех лоше­ди и вся­кую ско­ти­ну пере­смот­ря нали­цо про­тив нака­зу и при нале­жа­щих стате[х?] пере­пи­сал, да в сих пере­пис­ных сво­их кни­гах напи­сал, и все имян­но ниже сего.

Живо­на­чал­ныя Тро­и­ци Ипатц­кой мона­стырь. А в нем насто­я­щая собор­ная цер­ковь камен­ная Живо­на­чал­ныя Тро­и­цы, на под­кле­тах, о пяти гла­вах. (…)

(л. 3)

(…) По пра­вую сто­ро­ну Цар­ских две­рей про­тив пра­во­го кры­ло­са мест­ной образ Живо­на­чал­ныя Тро­и­цы (…) [далее – пере­чис­ле­ние обра­зов мест­но­го ряда?]  

(л. 9)

(…) Образ Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы Фео­до­ров­ские, венец сереб­ря­ной про­рез­ной скан­ной с финифтью, оклад сереб­ря­ной басем­ной золо­чен.

(л. 14 об.)

(…) Да на Цар­ских две­рех на сени и по столб­цам (…)

(л. 15 об.)

(…) Да по левую сто­ро­ну у Цар­ских две­рей на столп­цах. (…)

(л. 16)

(…) Образ Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы Фео­до­ров­ские осми листо­вой,

(л. 16 об.)

оклад  и сре­ди­на обло­же­но сереб­ром рез­ным, венец и кору­на и цата чекан­ные золо­че­ны, на коруне восмь камеш­ков про­стых, убру­сец низан жемч­ю­гом с кани­те­лью. (…)

(л. 29)

(…) Да у пра­во­ва кры­ло­са око­ло стол­па в кио­те икон про­тив мес­ных обра­зов над кры­ло­сом (…)

(л. 29 об.)

(…) З дру­гую сто­ро­ну стол­па (…)

(л. 30 об.)

(…) По тре­тью сто­ро­ну (…) Два обра­за Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы Фео­до­ров­ские обло­же­ны сереб­ром в бас­му, вен­цы рез­ныя золо­че­ны, оклад ветх. (…)

(л. 35)

(…) Про­тив лево­го ж кры­ло­са за нало­ем

(л. 35 об.)

(…) А око­ло мес­ных обра­зов и око­ло стол­пов кио­ты (…) Да в кио­тех и про­сто без киот (…)

(л. 36)

(…)  образ Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы с Пре­веч­ным Мла­ден­цем, седя­щия на пре­сто­ле, по сто­ро­нам обра­зы свя­та­го апо­сто­ла Филип­па и свя­та­го свя­щен­но муче­ни­ка Ипа­тия, у Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы и у Пре­веч­на­го Мла­ден­ца и у свя­та­го апо­сто­ла Филип­па и свя­щен­но муче­ни­ка Ипа­тия три вен­ца скан­ных про­рез­ных с финифтью, чет­вер­той рез­ной, в вен­цах бирю­за, две вини­сы, четы­ре каме­ни про­стых, да зер­но гур­мыш­ское в гнез­дах, на рез­ном вен­це три зер­на кафим­ских на спнях, оклад сереб­ря­ной басем­ной золо­чен (…)

(л. 40)

(…) Да в олта­ре (…) [и в алта­ре Фео­до­ров­ских не было!]

(л. 42 об.)

(…) Да в церк­ви Живо­на­чаль­ныя Тро­и­цы пре­дел во имя свя­та­го апо­сто­ла Филип­па и свя­та­го свя­щен­но­му­че­ни­ка Ипа­тия, а в пре­дель­ной церк­ви (…)

(л. 44 об.)

(…) Да за пре­сто­лом же крест чет­ве­ро­ко­неч­ной (…)

(л. 45)

По дру­гую сто­ро­ну того ж кре­ста [т.е. в алта­ре при­де­ла?] в сре­дине образ Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы на пре­сто­ле с Пре­веч­ным Мла­ден­цем, по сто­ро­ну апо­стол Филипп, по дру­гую свя­щен­но муче­ник Ипа­тий, ввер­ху Васи­лий Вели­кий, по пра­вую сто­ро­ну Иоан Зла­то­уст, по левую Гри­го­рий Бого­слов, в под­но­жии Нико­лай Чудо­тво­рец, по обе сто­ро­ны дват­цать вен­цов чекан­ные, а на тех вен­цах по три камеш­ка роз­ных, да по сто­ро­нам око­ло кре­ста сем­нат­цать хру­ста­лей, две бирю­зы, камень чер­вец да варе­ник крас­ной, кор­ка лало­вая, четы­ре бау­сы, два воре­ни­ка да яхон­то­вая кор­ка, да сма­зень крас­ной. (…)

(л. 45 об.)

(…) Да у собор­ной же церк­ви в папер­ти со вьюж­ную стра­ну у пре­дел­ных цер­ков­ных две­рей Миха­и­ла Мале­и­на (…) образ в кио­те Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы с Пре­веч­ным Мла­ден­цем на пре­сто­ле, по сто­ро­нам апо­стол Филипп да свя­щен­но­му­че­ник Ипа­тий, оклад басем­ной, вен­цы рез­ные, цата басем­ная ж, золо­че­ны,

(л. 46)

а око­ло той ико­ны в том же кио­те шти­ли­сто­вых обра­зов, образ Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы на пре­сто­ле, по сто­ро­нам апо­стол Филипп да свя­щен­но муче­ник Ипа­тий (…) образ Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы Фео­до­ров­ские, венец и оклад сереб­ря­ной басем­ной золо­чен (…)

(л. 46 об.)

(…) А в той папер­ти пре­дел Миха­и­ла Мале­и­на (…)  [и про Фео­до­ров­ские ико­ны – ниче­го]

(л. 48 об)

Цер­ковь теп­лая с тра­пе­зою камен­ная шатро­вая на под­кле­тах во имя Роже­ства Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы (…)

(л. 51 об.)

(…) Да в тра­пе­зе ж ико­ны в кио­те (…) образ Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы с Пре­веч­ным Мла­ден­цем, в моле­нии апо­стол Филипп да свя­щен­но­му­че­ник Ипа­тий, писан по золо­ту, а киот писан крас­ка­ми. (…)

Да в риз­ни­це обра­зов мен­ших, пяд­ниц, и кре­стов, и сосу­дов цер­ков­ных, и кадил, и пла­ща­ниц, и покро­вов (…)

(л. 72)

(…) Сударь, на нем шит образ Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы Фео­до­ров­ские роз­ны­ми шел­ки, а вен­цы золо­том по черв­ча­той таф­те, опу­шен кам­кою цвет­ною, под­ло­жен кин­дя­ком. (…)

(л. 124 об.)

(…) Да в кни­го­хра­ни­тель­ной у кни­го­хра­ни­те­ля иеро­мо­на­ха Ионы ж мона­стыр­ских книг (…)

(л. 132)

(…) Кни­га чуде­са Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы Фео­до­ров­ские что на Костро­ме,

(л. 132 об.)

тет­радь кор­мо­вая [?] писмя­ная в коже в пол­десть. (…) [т.е. на л. 132 опи­са­ние кни­ги закан­чи­ва­ет­ся, потом идет кор­мо­вая тет­радь]

(…) Да в но[во?]м горо­де цер­ковь бол­ниш­ная во имя Иоан­на Зла­та­ус­та­го камен­ная (…)

(л. 133)

(…) по пра­вую сто­ро­ну цар­ских две­рей образ мест­ной Все­ми­ло­сти­ва­го Спа­са (…)

образ свя­та­го апо­сто­ла Филип­па и свя­та­го свя­щен­но муче­ни­ка Ипа­тия, во обла­це Зна­ме­ния Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы, венец и кору­на сереб­ря­ная рез­ная, на апо­сто­ле Фили­пе и свя­щен­но муче­ни­ке Ипа­тие вен­цы сереб­ря­ные золо­че­ны глат­кие с репья­ми, писан на крас­ках; по левую сто­ро­ну цар­ских две­рей (…)

(л. 134)

В Ыпат­цом [sic] же мона­сты­ре в казен­ной пола­те у каз­на­чея стар­ца Иоси­фа (…) образ Пре­свя­тыя Тро­и­цы с моля­щи­ми апо­сто­ла Филип­па и свя­щен­но муче­ни­ка Ипа­тия (…) Да в ста­рой казен­ной пола­те (…) Да в зад­ней пола­те (…)

(л. 220)[начи­на­ет­ся опи­са­ние Ново­го горо­да]

(л. 221 об.)

(…) Цер­ковь во имя Усек­но­ве­ния чест­ныя гла­вы свя­та­го Про­ро­ка и Пред­те­чи Гос­под­ня Иоан­на (…)

(л. 222)

(…) а по левую сто­ро­ну цар­ских две­рей образ Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы Фео­до­ров­ския, образ вели­ко муче­ни­ка Фео­до­ра Стра­ти­ла­та в кио­те, писа­ны все обра­зы по золо­ту (…)

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери