Фео́доровская икона Божией Матери – древняя святыня Костромской земли, почитаемая всем православным миром и прославленная множеством чудотворений. С ней связаны исторические события и судьбы великих людей нашего Отечества, этот образ Царицы Небесной особенно почитался царским Домом Романовых. С XIII столетия чудотворная икона находится в Костроме, и даже в XX веке, когда многие святыни были уничтожены или оказались в музеях, Феодоровский образ Богоматери не покинул церковных стен. Ныне икона хранится в Богоявленском кафедральном соборе Костромского кремля, на историческом месте своего пребывания с XV века. И сейчас, как в прежние времена, посещающие Кострому паломники прежде всего направляются в кафедральный собор, чтобы поклониться чудотворному образу, пред которым возносили свои молитвы великие князья и российские государи, священнослужители и военачальники, люди культуры и искусства, ученые и земледельцы. Почитание Феодоровской иконы Богоматери обрело свое выражение в литургической традиции Церкви и в благочестивых народных обычаях, в литературе, изобразительном творчестве и храмоздательстве.
Чудотворная Феодоровская икона – двухсторонняя: на ее лицевой стороне изображена Пресвятая Богородица с Превечным Младенцем, а на обороте написан образ святой великомученицы Параскевы Пятницы. Изображение Богоматери сходно с Владимирской иконой Царицы Небесной (такой иконографический тип называется «Умиление»); самое заметное отличие костромской святыни – не прикрытая одеждой ножка Богомладенца. По виду сохранившихся фрагментов древней живописи и по манере письма чудотворного Феодоровского образа исследователями предлагались различные датировки его написания, начиная с первой четверти XII века. Сейчас полагают, что икона могла быть создана ростовскими или владимирскими мастерами, следовавшими получившим широкое распространение на Руси в XII – первой половине XIII века иконописным традициям Византии. Первое известное нам описание чудотворного образа относится лишь к XVII столетию, оно сохранилось в костромских писцовых книгах 1627–1630 годов. Главным же источником сведений по истории Феодоровского образа Пресвятой Богородицы в XIII–XVII веках является «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» (далее мы будем именовать его просто Сказанием), составленное в XVII веке и имевшее несколько различных редакций.
До настоящего времени прошлое костромской святыни хранит немало загадок; ученые и сейчас обсуждают различные гипотезы, связанные с историей Феодоровской иконы Богоматери, сопоставляют факты, выдвигают новые предположения. Однако нужно помнить, что такие исследования должны оцениваться как с научной, так и с духовной точки зрения. Ведь главное для нас – воздать должное почитание Господу и Его Преблагословенной Матери, прославить неизменную и превосходящую границы нашего понимания любовь Царицы Небесной к человеческому роду. В рассуждениях же об исторических обстоятельствах не будем забывать: чудеса милости Божией превосходят законы естества. Такие чудеса имеют глубокую историческую преемственность: по мысли выдающегося философа XX века А.Ф. Лосева, в чуде «возрождается память веков и обнажается вечность прошедшего, неизбывная и всегдашняя» [1].
Прикоснуться к этой памяти веков мы и приглашаем читателя.
МИТРОПОЛИТ КОСТРОМСКОЙ И НЕРЕХТСКИЙ
_____________________________________
1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 156.