От автора

Фео́доровская ико­на Божи­ей Мате­ри – древ­няя свя­ты­ня Костром­ской зем­ли, почи­та­е­мая всем пра­во­слав­ным миром и про­слав­лен­ная мно­же­ством чудо­тво­ре­ний. С ней свя­за­ны исто­ри­че­ские собы­тия и судь­бы вели­ких людей наше­го Оте­че­ства, этот образ Цари­цы Небес­ной осо­бен­но почи­тал­ся цар­ским Домом Рома­но­вых. С XIII сто­ле­тия чудо­твор­ная ико­на нахо­дит­ся в Костро­ме, и даже в XX веке, когда мно­гие свя­ты­ни были уни­что­же­ны или ока­за­лись в музе­ях, Фео­до­ров­ский образ Бого­ма­те­ри не поки­нул цер­ков­ных стен. Ныне ико­на хра­нит­ся в Бого­яв­лен­ском кафед­раль­ном собо­ре Костром­ско­го крем­ля, на исто­ри­че­ском месте сво­е­го пре­бы­ва­ния с XV века. И сей­час, как в преж­ние вре­ме­на, посе­ща­ю­щие Костро­му палом­ни­ки преж­де все­го направ­ля­ют­ся в кафед­раль­ный собор, что­бы покло­нить­ся чудо­твор­но­му обра­зу, пред кото­рым воз­но­си­ли свои молит­вы вели­кие кня­зья и рос­сий­ские госу­да­ри, свя­щен­но­слу­жи­те­ли и вое­на­чаль­ни­ки, люди куль­ту­ры и искус­ства, уче­ные и зем­ле­дель­цы. Почи­та­ние Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри обре­ло свое выра­же­ние в литур­ги­че­ской тра­ди­ции Церк­ви и в бла­го­че­сти­вых народ­ных обы­ча­ях, в лите­ра­ту­ре, изоб­ра­зи­тель­ном твор­че­стве и хра­мо­зда­тель­стве.

Чудо­твор­ная Фео­до­ров­ская ико­на – двух­сто­рон­няя: на ее лице­вой сто­роне изоб­ра­же­на Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца с Пре­веч­ным Мла­ден­цем, а на обо­ро­те напи­сан образ свя­той вели­ко­му­че­ни­цы Парас­ке­вы Пят­ни­цы. Изоб­ра­же­ние Бого­ма­те­ри сход­но с Вла­ди­мир­ской ико­ной Цари­цы Небес­ной (такой ико­но­гра­фи­че­ский тип назы­ва­ет­ся «Уми­ле­ние»); самое замет­ное отли­чие костром­ской свя­ты­ни – не при­кры­тая одеж­дой нож­ка Богом­ла­ден­ца. По виду сохра­нив­ших­ся фраг­мен­тов древ­ней живо­пи­си и по мане­ре пись­ма чудо­твор­но­го Фео­до­ров­ско­го обра­за иссле­до­ва­те­ля­ми пред­ла­га­лись раз­лич­ные дати­ров­ки его напи­са­ния, начи­ная с пер­вой чет­вер­ти XII века. Сей­час пола­га­ют, что ико­на мог­ла быть созда­на ростов­ски­ми или вла­ди­мир­ски­ми масте­ра­ми, сле­до­вав­ши­ми полу­чив­шим широ­кое рас­про­стра­не­ние на Руси в XII – пер­вой поло­вине XIII века ико­но­пис­ным тра­ди­ци­ям Визан­тии. Пер­вое извест­ное нам опи­са­ние чудо­твор­но­го обра­за отно­сит­ся лишь к XVII сто­ле­тию, оно сохра­ни­лось в костром­ских пис­цо­вых кни­гах 1627–1630 годов. Глав­ным же источ­ни­ком све­де­ний по исто­рии Фео­до­ров­ско­го обра­за Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в XIII–XVII веках явля­ет­ся «Ска­за­ние о явле­нии и чуде­сах Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри» (далее мы будем име­но­вать его про­сто Ска­за­ни­ем), состав­лен­ное в XVII веке и имев­шее несколь­ко раз­лич­ных редак­ций.

До насто­я­ще­го вре­ме­ни про­шлое костром­ской свя­ты­ни хра­нит нема­ло зага­док; уче­ные и сей­час обсуж­да­ют раз­лич­ные гипо­те­зы, свя­зан­ные с исто­ри­ей Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри, сопо­став­ля­ют фак­ты, выдви­га­ют новые пред­по­ло­же­ния. Одна­ко нуж­но пом­нить, что такие иссле­до­ва­ния долж­ны оце­ни­вать­ся как с науч­ной, так и с духов­ной точ­ки зре­ния. Ведь глав­ное для нас – воз­дать долж­ное почи­та­ние Гос­по­ду и Его Пре­бла­го­сло­вен­ной Мате­ри, про­сла­вить неиз­мен­ную и пре­вос­хо­дя­щую гра­ни­цы наше­го пони­ма­ния любовь Цари­цы Небес­ной к чело­ве­че­ско­му роду. В рас­суж­де­ни­ях же об исто­ри­че­ских обсто­я­тель­ствах не будем забы­вать: чуде­са мило­сти Божи­ей пре­вос­хо­дят зако­ны есте­ства. Такие чуде­са име­ют глу­бо­кую исто­ри­че­скую пре­ем­ствен­ность: по мыс­ли выда­ю­ще­го­ся фило­со­фа XX века А.Ф. Лосе­ва, в чуде «воз­рож­да­ет­ся память веков и обна­жа­ет­ся веч­ность про­шед­ше­го, неиз­быв­ная и все­гдаш­няя» [1].

При­кос­нуть­ся к этой памя­ти веков мы и при­гла­ша­ем чита­те­ля.

МИТРОПОЛИТ КОСТРОМСКОЙ И НЕРЕХТСКИЙ

_____________________________________

1. Лосев А.Ф. Фило­со­фия. Мифо­ло­гия. Куль­ту­ра. М., 1991. С. 156.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери