Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, хранящаяся ныне в Богоявленском кафедральном соборе Костромского кремля, является не только чтимой святыней Православной Церкви, но и уникальным памятником духовной культуры России; ее судьба непосредственно связана с историей российской государственности.
Современные искусствоведы полагают, что икона была написана мастерами Ростово-Суздальской земли в первой половине – середине XIII века [1], однако эта датировка достаточно условна в силу слабой сохранности изначального письма иконы и не является единственно верной.
«Икона датируется специалистами от второй половины XII до второй половины XIV века. Н.П. Кондаков и А.И. Анисимов считали ее выполненной не позднее 1239 года. Масленицын — в 1239 году, к свадьбе Александра Невского по заказу великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича. Н.В. Покровский и В.Н. Лазарев относили ее к 70‑м годам XIII века, И.Э. Грабарь первоначально к XII веку, а после раскрытия иконы к концу XIII — второй половине XIV века. На основании исключительно письменных сведений Э.С. Смирнова датирует икону 1272–1276 годами; Н.Н. Бахарева – 1164 годом, считая ее одним из ранних списков Владимирской Богоматери, выполненным для основанного Андреем Боголюбским Городецкого монастыря» [2].
Согласно «Сказанию о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» – известному литературному памятнику XVII века, сохранившемуся в нескольких редакциях и являющемуся фактически единственным источником сведений по истории иконы в XIII веке [3] – чудотворный образ Богоматери явился на окраине Костромы, у речки Запрудни, князю Василию и был торжественно принесен в Кострому, в соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата. Вследствие ошибок, внесенных при составлении пространной (хронологически второй) редакции «Сказания…», время явления иконы и личность князя Василия в XIX–ХХ веках являлись предметами дискуссий для исследователей. Сейчас согласное мнение церковных и светских ученых выражается в отнесении события явления иконы в Костроме к концу пятидесятых – началу шестидесятых годов ХХ века; князем, которому икона явилась, исследователи также согласно считают первого удельного костромского князя Василия Ярославича, младшего брата великого князя Александра Невского, который сам впоследствии (в 1272–1276 годах) являлся великим князем владимирским [4].
Название «Феодоровская» икона получила, несомненно, в связи с обстоятельствами ее явления в Костроме. Однако в первой, минейной или милютинской, редакции «Сказания…» (наиболее достоверной по изложению фактов) указывается: чудотворная икона Богоматери стала именоваться Феодоровской лишь после перенесения ее в Успенский собор из Феодоровского соборного храма, в память о первоначальном месте ее пребывания в городе:
«И егда совершиша каменную церковь внутрь града во имя Пречистыя Богородицы честнаго Ея Успения, а в пределе великомученика Феодора, и сию чудотворную икону с подобающею честию принесоша от церкве великомученика Феодора в созданную каменную во имя Ея новую церковь, и поставиша подле царских дверей против правого клироса (…). И егда освятиша храм во имя Пречистыя Богородицы, и оттоле нача именоватися сия многочудесная икона Феодоровская, иже и до днесь именуема, посему еже пренесена от древнея соборныя церкви великомученика Феодора внутрь града в созданную во имя Ея соборную церковь» [5].
Таким образом – учитывая, что первоначальный Успенский собор, построенный в новом кремле примерно в 1415–1416 годах, был, судя по всему, деревянным, а каменный собор взамен деревянного строился между 1509 и 1533 годами [6] – не исключено, что чудотворная икона Богоматери стала именоваться Феодоровской лишь в XV–XVI веках.
Версия о первоначальном пребывании чудотворной иконы в Городце (с XII века до 1238 года) и о связанном с этим основанием мужского Городецкого Феодоровского монастыря (ныне – в составе Городецкой епархии Нижегородской митрополии) широко распространена в церковной публицистике, однако не имеет документальных подтверждений и поэтому может рассматриваться как легендарная, традиционная, но не строго научная [7].
Историческая реконструкция событий, связанных с пребыванием чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме с XIII века, позволяет установить следующие места хранения иконы в XIII–XVIII столетиях:
1) со времени явления (конец пятидесятых – начало шестидесятых годов XIII века) до пожара 1413 года – в деревянном соборном храме Костромы во имя великомученика Феодора Стратилата (в первом Костромском кремле, восстановлен после пожара и разобран в XVII столетии, находился на пересечении современных улиц Пятницкой и Островского);
2) со времени построения второго Костромского кремля после пожара 1413 года (около 1415–1416 годов) и до устройства в кремле каменного собора (около 1509–1533 годов) – в деревянном Успенском соборном храме второго Костромского кремля;
3) со времени постройки во втором Костромском кремле каменного собора (около 1509–1533 годов) – в каменном Успенском соборе второго Костромского кремля [8].
Первое известное нам документальное свидетельство о пребывании чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в Успенском соборе Костромского кремля относится к 1560 году. В духовной грамоте Семена Дмитриевича Пешкова-Сабурова 1560 года говорилось: «Да к Пречистой к Федоровской на Костроме в собор дадут приказщики мои три рубля денег» [9]. О нахождении иконы в Успенском соборе Костромского кремля говорилось также в грамоте царя Михаила Феодоровича от 20 марта 1616 года [10], в письме царя Михаила Феодоровича патриарху Филарету из Костромы от 12 сентября 1619 года [11]. Первое подробное документальное описание чудотворной Феодоровской иконы Богоматери, пребывающей в Успенском соборе, сохранилось в составленных между 1627 и 1630 годами костромских писцовых книгах [12]. Первоначально икона находилась в соборе «подле Царских дверей, против правого клироса» – то есть вне иконостаса в отдельном киоте; об этом свидетельствуют документы 1636 и 1677 годов. Однако в 1702 году – по указанию в описи собора – чудотворная икона находилась уже в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат [13].
14 марта (по старому стилю) 1613 года чудотворная Феодоровская икона Божией Матери сыграла особую роль в событиях призвания на царство Михаила Феодоровича Романова. По свидетельству составленного около 1630 года «Нового летописца», посольство Земского собора, прибывшее из Москвы в Кострому, утром 14 марта пришло в Костромской кремль и, взяв чудотворный образ, отправилось с ним в Ипатьевский монастырь к Михаилу Феодоровичу и его матери инокине Марфе:
«Архиепископ же Феодорит и боярин Федор Иванович Шереметев и все люди придоша в соборную церковь Пречистыя Богородицы [то есть в Успенский собор Костромского кремля] и пеша молебны, и взяша чесныя кресты и месной чюдотворной образ Пречистыя Богородицы Федоровския и многия иконы, и поидоша в Ыпацкой монастырь…» [14].
Важнейшее событие, определившее судьбу Российского государства на последующие три столетия – принятие Романовыми избрания на царство, начало исторического пути царского Дома – совершилось пред ликом Феодоровской иконы Богоматери, ставшей с этого времени не только чтимой костромской святыней, но и семейной святыней Дома Романовых [15].
В XVII–XVIII веках чудотворный Феодоровский образ Пресвятой Богородицы, пребывающий в Костромском кремле, продолжал оставаться местночтимой костромской святыней, однако церковные и светские власти Российского государства неизменно оказывали Феодоровской иконе особое внимание. Краткая редакция «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» в 1662 году была включена в печатное издание Пролога (сборника духовно-назидательных текстов) [16]. Поновления (реставрации) чудотворного образа в XVII столетии – в 1636, 1677 и 1694 годах – совершались по личным распоряжениям царя и патриарха, а реставрация 1745 года стала предметом подробного рассмотрения и обсуждения в Святейшем Синоде [17]. В протоколе заседания Святейшего Синода 18 июня 1723 года Феодоровская икона в Костроме упоминается среди других пяти российских икон, наиболее известных по традиции совершения с ними крестных ходов [18].
В последней четверти XVIII века изменились и регламент пребывания Феодоровской иконы Божией Матери в Костромском кремле, и ее статус. С построением в кремле в 1776–1790 годах теплого Богоявленского собора (ныне – воссозданного Богоявленского кафедрального собора Костромского кремля) чудотворный образ Пресвятой Богородицы, прежде постоянно хранившийся в Успенском соборе, стал переноситься на холодное время года в Богоявленский собор. В 1778 году Святейший Синод преподал благословение на печатное издание службы в честь Феодоровской иконы Божией Матери на 14 марта (празднование иконе в память о событиях 1613 года): это фактически означало прославление чудотворного образа как всероссийской святыни (тогда как употреблявшаяся до этого первая служба иконе печатно не издавалась, совершалась местно и сохранилась лишь в рукописях XVIII–XIX веков) [19].
Посещение Костромы императором Николаем I, состоявшееся 7–9 октября 1834 года, фактически положило начало новому этапу в почитании Феодоровской иконы Богоматери царским Домом Романовых. С того времени и до 1913 года российские государи неизменно посещали Кострому и поклонялись чудотворному образу Богоматери (притом дважды – в качестве наследника престола и после воцарения) [20]. В 1835 году соборы Костромского кремля по указанию императора получили статус кафедральных – что, как справедливо отмечал протоиерей Павел Островский (ключарь собора, известный церковный историк, дядя драматурга А.Н. Островского), объяснялось особым значением хранившейся в кремле чудотворной иконы: «Успенский собор чрез посредство своей святыни, послужившей некогда России в деле спасения ее умолением Михаила Романова на царствование, обязан новым достоинством кафедрального высочайшему воспоминанию того великого события» [21].
В XIX–ХХ веках почитание чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери приобрело и особый государственный статус: дни ежегодных церковных празднований в ее честь 14 марта (в память событий 1613 года) и 16 августа (воспоминание явления иконы в Костроме в XIII веке) стали неприсутственными, выходными днями для жителей Костромы. Соответствующие акты были приняты на высшем государственном уровне: 14 марта объявлено неприсутственным днем решением Государственного Совета, высочайше утвержденным 19 октября 1853 года, а 16 августа – решением Комитета министров, высочайше утвержденным 30 октября 1901 года [22].
На протяжении ХХ века чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, несмотря на гонения на Православную Церковь со стороны государственной власти, продолжала оставаться церковной святыней, не изымалась у верующих и не покидала храмовых стен на сколько-нибудь продолжительное время. Даже в период своего пребывания у раскольников-обновленцев (с 1922 по 1944 годы) икона находилась в исторических храмах Костромы, принадлежавших Русской Православной Церкви и захваченных обновленцами, а затем подвергшихся закрытию: соборах Костромского кремля (1922–1929 годы) и Иоанно-Богословской церкви на Каткиной горе (1929–1944 годы). В декабре 1919 года состоялась первая научная реставрация иконы, проводившаяся непосредственно в Костромском кремле экспедицией комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи в России, при непосредственном участии в этом процессе соборного духовенства [23].
В ноябре 1944 года Феодоровская икона Божией Матери была возвращена в кафедральный собор Костромской епархии, которым тогда являлась Иоанно-Златоустовская церковь Костромы [24]. Здесь чудотворный образ хранился до весны 1964 года, когда состоялось его перенесение – вместе с кафедрой правящего архиерея – в Воскресенский собор на Нижней Дебре, получивший статус кафедрального. Решение о таком перенесении было принято лично Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I 11 июня 1963 года с учетом сложнейших обстоятельств того времени, не исключавших перспективы закрытия Воскресенского собора как действующего храма [25].
С началом возрождения церковной жизни в последней четверти ХХ века чудотворная Феодоровская икона Божией Матери вновь стала общеизвестным духовным символом Костромской земли. В 1990 году была воссоздана традиция совершения 29 августа, в день празднования явления чудотворного образа, общегородского крестного хода с иконой от кафедрального собора к Спасо-Запрудненской церкви. 18 августа 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось перенесение Феодоровского образа Богоматери в новый кафедральный храм епархии – Богоявленско-Анастасиин собор одноименного женского монастыря города Костромы. С 2001 года по благословению церковного священноначалия чудотворная Феодоровская икона Божией Матери приносится в различные епархии Русской Православной Церкви для поклонения верующих, участвует в общецерковных торжествах и значимых событиях. В 2009 году пред ликом Феодоровской иконы, принесенной в московский Храм Христа Спасителя, состоялись избрание на Патриарший престол и интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
По завершении воссоздания Богоявленского кафедрального собора Костромского кремля, полностью разрушенного в 1934 году, стало возможным вернуть икону на историческое место ее пребывания – в Костромской кремль. Перенесение чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы в Богоявленский кафедральный собор Костромского кремля состоялось 5 ноября 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С того времени икона располагается в основном пространстве соборного храма, с правой стороны перед иконостасом – так же, как она хранилась в XVII веке в Успенском соборе Костромского кремля.
Молитвенное обращение к Божией Матери пред Ее Феодоровской иконой с давних времен считается в православном народе действенным средством для укрепления семейного благополучия, для получения благодатной помощи в трудных родах, в воспитании детей. Великий старец земли Русской преподобный Амвросий Оптинский (+ 1891) в письме к духовно окормлявшейся у него женщине советовал:
«В заключение вашего письма пишете, что вас заботит время трудного рождения: и заботит, и страшит так, что эта преобладающая мысль мешает вам пользоваться всяким благом жизни, и поэтому желаете иметь какую-либо молитву себе в подкрепление. Есть православное предание, что в этих случаях прибегают к Божией Матери, по названию иконы, Феодоровской. Вымените или напишите себе эту икону, празднование которой бывает дважды в год: 14 марта и 16 августа» [26].
Примечания
1. Костромская икона XIII–XIX веков / Авт.-сост. Н.И. Комашко и С.С. Каткова, предисл. Г.И. Вздорнова. М., 2004. С. 460.
2. Там же. С. 461. О происхождении и иконографии чудотворного образа см.: Анисимов А.И. Домонгольский период древнерусской живописи. М., 1928. С. 161; Бахарева Н.Н. К вопросу о происхождении иконы «Богоматери Феодоровской» // Городецкие чтения (материалы научной конференции). Городец, 10–13 мая 1994 г. Городец, 1995. С. 137–157; Она же. Древняя Городецкая икона Богородицы: вопросы истории и иконографии // Городецкие чтения, 25 апреля 2002 г. Городец, 2002. С. 111–125; Она же. Об иконографических источниках образа «Богоматерь Федоровская» // Городецкие чтения, 23 апреля 2004 г. Городец, 2004. С. 52–66; Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966. С. 219–220; Кондаков Н.П. Иконография Богоматери : Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. СПб., 1910. С. 58; Лазарев В.Н. Живопись Владимиро-Суздальской Руси // История русского искусства. Т. I. М., 1953. С. 442–504; Масленицын С.И. Икона «Богоматери Фёдоровской» 1239 г. // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник 1976. М., 1977. С. 155–166; Покровский Н.В. Памятники церковной старины в Костроме. СПб., 1909. С. 33–36 ; Смирнова Э.С. Иконы Северо-Восточной Руси середины XIII – середины XIV века: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Вологодский край, Двина. М., 2004. С. 179–186.
3. Подробнее о «Сказании…» см.: Голубцов А.П. Автор древней повести о Феодоровской иконе Божией Матери // Богословский вестник. 1911. Том 3. № 10. С. 364–371 (2–я пагин.); Каган М.Д. Сказание о иконе Богоматери Федоровской // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск 3 (XVII век). Часть 3. П–С. СПб., 1998. С. 407–412; Лебедев Д.И. [протоиерей]. История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древнего города. Кострома, 2010; Нечаева Т.В. «Сказание о Федоровской иконе» первой трети XVII века: местная легенда и литературный текст // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 6. Часть 1. М., 1994. С. 140–164; Радеева О.Н. Сказание о Федоровской иконе Пресвятой Богородицы в книжной культуре России XVII–XVIII вв. : Диссертация … кандидата исторических наук. М., 2011; Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери / публ. и предисл. И.В. Баженова // Вестник археологии и истории, издаваемый Императорским Археологическим институтом. Выпуск XIX. СПб., 1909. С. 187–260; Соколов В.А., священник. Описание и критический разбор рукописей, имеющихся в библиотеке Костромской ученой архивной комиссии и содержащих службу и сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери // Костромская старина. Сборник, издаваемый Костромской губернской ученой архивной комиссией. Выпуск пятый. Кострома, 1901. С. 195–264; Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Минейная (милютинская) редакция «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» (XVII век) // Богословский вестник. 2020. № 3 (38). С. 280–293; Он же. Неизвестная редакция «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» // Ипатьевский вестник. 2023. № 1. С. 58–78; Он же. Пространная редакция «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери»: текст и комментарий // Ипатьевский вестник. 2023. № 4. С. 35–82.
4. Краткий список работ, в которых данный вопрос рассматривается: Александр (Могилев), архиепископ Костромской и Галичский. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Кострома, 2004; Баженов И.В. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери в Успенском соборном храме города Костромы. Кострома, 1911; Иванов В.Н., Фехнер М.В. Кострома. М., 1955; Лебедев Д.И. [протоиерей]. История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древнего города. Кострома, 2010; Леонтий (Павлов), игумен. Известие, в коих летех бысть явление иконы Пресвятыя Богородицы Феодоровския на Костроме // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 833 (Костромское собрание). № 8. Л. 101–108; Островский П.Ф., протоиерей. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора. М., 1855; Радеева О.Н. Сказание о Федоровской иконе Пресвятой Богородицы в книжной культуре России XVII–XVIII вв.: Диссертация … кандидата исторических наук. М., 2011; Рыжова О.А. Чудеса Феодоровской иконы Богоматери по литературным и изобразительным источникам XVII–XIX вв. // Краеведческие записки. Вып. 6. Кострома, 2003. С. 164–176; Сырцов И.Я., протоиерей. Сказание о Феодоровской чудотворной иконе Божией Матери, что в городе Костроме. Кострома, 1908; Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Путь всероссийской святыни: из истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери // Богословский вестник. 2020. № 1 (36). С. 202–224; Он же. Феодоровская икона Пресвятой Богородицы : Краткий исторический очерк. Изд. 2‑е. Кострома, 2024.
5. Государственный Исторический музей. Синодальное собрание. № 808. Л. 771 – 771 об.
6. Подробнее см.: Цеханский Р.В. О дате первоначального Успенского собора города Костромы // Костромской кремль : Сборник материалов. Кострома, 2018. С. 502–514.
7. Бахарева Н.Н. Городецкий в честь Феодоровской иконы Божией Матери мужской монастырь // Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 134–138; Комарович В.Л. Китежская легенда : Опыт изучения местных легенд / Труды отдела древней литературы. М.; Л., 1936.
8. Лебедев Д.И. [протоиерей]. История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древнего города. Кострома, 2010; Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Путь всероссийской святыни: из истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери // Богословский вестник. 2020. № 1 (36). С. 202–224; Цеханский Р.В. О дате первоначального Успенского собора города Костромы // Костромской кремль : Сборник материалов. Кострома, 2018. С. 502–514.
9. Лихачев Н.П. Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках : Вып. 1–2. Духовные и сговорные грамоты. Грамоты правые. СПб., 1895. С. 45.
10. Островский П.Ф., протоиерей. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора. М., 1855. С. 205.
11. № 23. 1619 сентября 12. Письмо царя Михаила Феодоровича патриарху Филарету // Письма русских государей и других особ царского семейства, изданные Археографической комиссией. Т. 1. 1526–1658. М., 1848. С. 32.
12. Писцовая книга г. Костромы 1627/28 – 1629/30 гг. Кострома, 2004. С. 257–259.
13. Смирнова Э.С. Иконы Северо-Восточной Руси середины XIII – середины XIV века: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Вологодский край, Двина. М., 2004. С. 180.
14. Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Императорской Археографической комиссией. Том четырнадцатый. Первая половина. I. Повесть о честнем житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Русии. II. Новый летописец. СПб., 1910. С. 129–130
15. Подробную историческую реконструкцию событий 1613 года на основании всего комплекса источников того времени см.: Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Материнское благословение: к вопросу об участии чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в призвании на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году // Богословский вестник. 2022. № 1 (44). С. 144–165; № 2 (45). С. 204–222.
16. Пролог. Вторая половина (март–сентябрь). М., 1662. Л. 72 об. – 74 об.
17. Сырцов И.Я., протоиерей. Костромской Успенский кафедральный собор // Костромские епархиальные ведомости. 1908. № 21. Отдел неоф. С. 554–558; Лествицын В.И. Записки изографа Василия Никитина 1745 года. Ярославль, 1882. С. 9–16; Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1183 (Московская контора Синода). Оп. 1. Ч. 3. Д. 359. По доношению костромского Богородицкого собора диакона Иакова Борисова об обновлении имеющегося в городе Костроме в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Феодоровския и о прочем (1736–1742 годы); Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796 (Канцелярия Святейшего Синода). Оп. 24. Д. 250. По доношению Нижегородской губернии секретаря Ивана Соколова об отпуске из Ростовской епархии священника Ивана Андреева для обновления в Костромской соборной церкви чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Феодоровския (1743 год).
18. РГИА. Ф. 796. Оп. 2. Д. 244. О нехождении из монастырей и церквей с образами в домы к приходским жителем (1722–1725 годы). Л. 8
19. РГИА. Ф. 796. Оп. 58. Д. 83. По доношению преосвященного Симона, епископа Костромского, о напечатании в Московской типографии особыми книжицами службы Пресвятой Богородице, нарицаемой Феодоровской, на кошт костромского Успенского собора (1777–1778 годы); Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Вторая служба чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери // Ипатьевский вестник. 2023. № 2. С. 60–97.
20. Император Николай I (7–9 октября 1834 года), император Александр II (13–15 мая 1837 года как наследник и 15–17 августа 1858 года как государь), император Александр III (14–15 августа 1866 года как наследник и 22 июля 1881 года как государь), император Николай II (22 июля 1881 года как наследник и 19–20 мая 1913 года как государь).
21. Островский П.Ф., протоиерей. Исторические записки о Костроме и ее святыне, благочестно-чтимой в императорском Доме Романовых. Кострома, 1864. С. 147.
22. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собрание второе. Т. XXVIII. Отделение первое. 1853. СПб., 1854. С. 488. № 27624; РГИА. Ф. 1287 (Хозяйственный департамент МВД). Оп. 44. Д. 192. Об установлении в гор. Костроме неприсутственного дня 16 августа в праздник явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери (1900–1901 годы); Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Гражданский статус празднований в честь Феодоровской иконы Божией Матери в XIX–XX веках в Костроме // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29. № 2. С. 24–28.
23. О реставрации 1919 года см.: Козлова Ю.А. Дневник реставрационных работ над иконой Феодоровской Божией Матери // Костромская земля : Краеведческий альманах. Вып. 6. Кострома, 2006. С. 20–31; Кызласова И.Л. О важнейших этапах реставрации чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери (1919 и 1929 годы) // Искусство христианского мира : Сборник статей. Вып. XIII. М., 2016. С. 469–486.
24. Александр (Могилев), архиепископ Костромской и Галичский. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Кострома, 2004. С. 28.
25. Письмо канцелярии Московской Патриархии от 12 июня 1963 года // Архив Костромской епархии. Дело IV-6-II. Переписка с Московской Патриархией (1964–1989 годы). Без пагинации.
26. https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_letters_chart3_8/#84 (в старину говорили не «купить икону», а «выменять икону»).
(Справка подготовлена митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом в июне 2024 года).