Краткая историческая справка

Чудо­твор­ная Фео­до­ров­ская ико­на Божи­ей Мате­ри, хра­ня­ща­я­ся ныне в Бого­яв­лен­ском кафед­раль­ном собо­ре Костром­ско­го крем­ля, явля­ет­ся не толь­ко чти­мой свя­ты­ней Пра­во­слав­ной Церк­ви, но и уни­каль­ным памят­ни­ком духов­ной куль­ту­ры Рос­сии; ее судь­ба непо­сред­ствен­но свя­за­на с исто­ри­ей рос­сий­ской госу­дар­ствен­но­сти.

Совре­мен­ные искус­ство­ве­ды пола­га­ют, что ико­на была напи­са­на масте­ра­ми Росто­во-Суз­даль­ской зем­ли в пер­вой поло­вине – сере­дине XIII века [1], одна­ко эта дати­ров­ка доста­точ­но услов­на в силу сла­бой сохран­но­сти изна­чаль­но­го пись­ма ико­ны и не явля­ет­ся един­ствен­но вер­ной.

«Ико­на дати­ру­ет­ся спе­ци­а­ли­ста­ми от вто­рой поло­ви­ны XII до вто­рой поло­ви­ны XIV века. Н.П. Конда­ков и А.И. Ани­си­мов счи­та­ли ее выпол­нен­ной не позд­нее 1239 года. Мас­ле­ни­цын — в 1239 году, к сва­дьбе Алек­сандра Нев­ско­го по зака­зу вели­ко­го кня­зя вла­ди­мир­ско­го Яро­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча. Н.В. Покров­ский и В.Н. Лаза­рев отно­си­ли ее к 70‑м годам XIII века, И.Э. Гра­барь пер­во­на­чаль­но к XII веку, а после рас­кры­тия ико­ны к кон­цу XIII — вто­рой поло­вине XIV века. На осно­ва­нии исклю­чи­тель­но пись­мен­ных све­де­ний Э.С. Смир­но­ва дати­ру­ет ико­ну 1272–1276 года­ми; Н.Н. Баха­ре­ва – 1164 годом, счи­тая ее одним из ран­них спис­ков Вла­ди­мир­ской Бого­ма­те­ри, выпол­нен­ным для осно­ван­но­го Андре­ем Бого­люб­ским Горо­дец­ко­го мона­сты­ря» [2].

Соглас­но «Ска­за­нию о явле­нии и чуде­сах Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри» – извест­но­му лите­ра­тур­но­му памят­ни­ку XVII века, сохра­нив­ше­му­ся в несколь­ких редак­ци­ях и явля­ю­ще­му­ся фак­ти­че­ски един­ствен­ным источ­ни­ком све­де­ний по исто­рии ико­ны в XIII веке [3] – чудо­твор­ный образ Бого­ма­те­ри явил­ся на окра­ине Костро­мы, у реч­ки Запруд­ни, кня­зю Васи­лию и был тор­же­ствен­но при­не­сен в Костро­му, в собор­ный храм во имя вели­ко­му­че­ни­ка Фео­до­ра Стра­ти­ла­та. Вслед­ствие оши­бок, вне­сен­ных при состав­ле­нии про­стран­ной (хро­но­ло­ги­че­ски вто­рой) редак­ции «Ска­за­ния…», вре­мя явле­ния ико­ны и лич­ность кня­зя Васи­лия в XIX–ХХ веках явля­лись пред­ме­та­ми дис­кус­сий для иссле­до­ва­те­лей. Сей­час соглас­ное мне­ние цер­ков­ных и свет­ских уче­ных выра­жа­ет­ся в отне­се­нии собы­тия явле­ния ико­ны в Костро­ме к кон­цу пяти­де­ся­тых – нача­лу шести­де­ся­тых годов ХХ века; кня­зем, кото­ро­му ико­на яви­лась, иссле­до­ва­те­ли так­же соглас­но счи­та­ют пер­во­го удель­но­го костром­ско­го кня­зя Васи­лия Яро­сла­ви­ча, млад­ше­го бра­та вели­ко­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го, кото­рый сам впо­след­ствии (в 1272–1276 годах) являл­ся вели­ким кня­зем вла­ди­мир­ским [4].

Назва­ние «Фео­до­ров­ская» ико­на полу­чи­ла, несо­мнен­но, в свя­зи с обсто­я­тель­ства­ми ее явле­ния в Костро­ме. Одна­ко в пер­вой, миней­ной или милю­тин­ской, редак­ции «Ска­за­ния…» (наи­бо­лее досто­вер­ной по изло­же­нию фак­тов) ука­зы­ва­ет­ся: чудо­твор­ная ико­на Бого­ма­те­ри ста­ла име­но­вать­ся Фео­до­ров­ской лишь после пере­не­се­ния ее в Успен­ский собор из Фео­до­ров­ско­го собор­но­го хра­ма, в память о пер­во­на­чаль­ном месте ее пре­бы­ва­ния в горо­де:

«И егда совер­ши­ша камен­ную цер­ковь внутрь гра­да во имя Пре­чи­стыя Бого­ро­ди­цы чест­на­го Ея Успе­ния, а в пре­де­ле вели­ко­му­че­ни­ка Фео­до­ра, и сию чудо­твор­ную ико­ну с подо­ба­ю­щею честию при­не­со­ша от церкве вели­ко­му­че­ни­ка Фео­до­ра в создан­ную камен­ную во имя Ея новую цер­ковь, и поста­ви­ша под­ле цар­ских две­рей про­тив пра­во­го кли­ро­са (…). И егда освя­ти­ша храм во имя Пре­чи­стыя Бого­ро­ди­цы, и отто­ле нача име­но­ва­ти­ся сия мно­го­чу­дес­ная ико­на Фео­до­ров­ская, иже и до днесь име­ну­е­ма, посе­му еже пре­не­се­на от древ­нея собор­ныя церк­ви вели­ко­му­че­ни­ка Фео­до­ра внутрь гра­да в создан­ную во имя Ея собор­ную цер­ковь» [5].

Таким обра­зом – учи­ты­вая, что пер­во­на­чаль­ный Успен­ский собор, постро­ен­ный в новом крем­ле при­мер­но в 1415–1416 годах, был, судя по все­му, дере­вян­ным, а камен­ный собор вза­мен дере­вян­но­го стро­ил­ся меж­ду 1509 и 1533 года­ми [6] – не исклю­че­но, что чудо­твор­ная ико­на Бого­ма­те­ри ста­ла име­но­вать­ся Фео­до­ров­ской лишь в XV–XVI веках.

Вер­сия о пер­во­на­чаль­ном пре­бы­ва­нии чудо­твор­ной ико­ны в Город­це (с XII века до 1238 года) и о свя­зан­ном с этим осно­ва­ни­ем муж­ско­го Горо­дец­ко­го Фео­до­ров­ско­го мона­сты­ря (ныне – в соста­ве Горо­дец­кой епар­хии Ниже­го­род­ской мит­ро­по­лии) широ­ко рас­про­стра­не­на в цер­ков­ной пуб­ли­ци­сти­ке, одна­ко не име­ет доку­мен­таль­ных под­твер­жде­ний и поэто­му может рас­смат­ри­вать­ся как леген­дар­ная, тра­ди­ци­он­ная, но не стро­го науч­ная [7].

Исто­ри­че­ская рекон­струк­ция собы­тий, свя­зан­ных с пре­бы­ва­ни­ем чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри в Костро­ме с XIII века, поз­во­ля­ет уста­но­вить сле­ду­ю­щие места хра­не­ния ико­ны в XIII–XVIII сто­ле­ти­ях:

1) со вре­ме­ни явле­ния (конец пяти­де­ся­тых – нача­ло шести­де­ся­тых годов XIII века) до пожа­ра 1413 года – в дере­вян­ном собор­ном хра­ме Костро­мы во имя вели­ко­му­че­ни­ка Фео­до­ра Стра­ти­ла­та (в пер­вом Костром­ском крем­ле, вос­ста­нов­лен после пожа­ра и разо­бран в XVII сто­ле­тии, нахо­дил­ся на пере­се­че­нии совре­мен­ных улиц Пят­ниц­кой и Ост­ров­ско­го);

2) со вре­ме­ни постро­е­ния вто­ро­го Костром­ско­го крем­ля после пожа­ра 1413 года (око­ло 1415–1416 годов) и до устрой­ства в крем­ле камен­но­го собо­ра (око­ло 1509–1533 годов) – в дере­вян­ном Успен­ском собор­ном хра­ме вто­ро­го Костром­ско­го крем­ля;

3) со вре­ме­ни построй­ки во вто­ром Костром­ском крем­ле камен­но­го собо­ра (око­ло 1509–1533 годов) – в камен­ном Успен­ском собо­ре вто­ро­го Костром­ско­го крем­ля [8].

Пер­вое извест­ное нам доку­мен­таль­ное сви­де­тель­ство о пре­бы­ва­нии чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри в Успен­ском собо­ре Костром­ско­го крем­ля отно­сит­ся к 1560 году. В духов­ной гра­мо­те Семе­на Дмит­ри­е­ви­ча Пеш­ко­ва-Сабу­ро­ва 1560 года гово­ри­лось: «Да к Пре­чи­стой к Федо­ров­ской на Костро­ме в собор дадут при­каз­щи­ки мои три руб­ля денег» [9]. О нахож­де­нии ико­ны в Успен­ском собо­ре Костром­ско­го крем­ля гово­ри­лось так­же в гра­мо­те царя Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча от 20 мар­та 1616 года [10], в пись­ме царя Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча пат­ри­ар­ху Фила­ре­ту из Костро­мы от 12 сен­тяб­ря 1619 года [11]. Пер­вое подроб­ное доку­мен­таль­ное опи­са­ние чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри, пре­бы­ва­ю­щей в Успен­ском собо­ре, сохра­ни­лось в состав­лен­ных меж­ду 1627 и 1630 года­ми костром­ских пис­цо­вых кни­гах [12]. Пер­во­на­чаль­но ико­на нахо­ди­лась в собо­ре «под­ле Цар­ских две­рей, про­тив пра­во­го кли­ро­са» – то есть вне ико­но­ста­са в отдель­ном кио­те; об этом сви­де­тель­ству­ют доку­мен­ты 1636 и 1677 годов. Одна­ко в 1702 году – по ука­за­нию в опи­си собо­ра – чудо­твор­ная ико­на нахо­ди­лась уже в мест­ном ряду ико­но­ста­са, сле­ва от Цар­ских врат [13].

14 мар­та (по ста­ро­му сти­лю) 1613 года чудо­твор­ная Фео­до­ров­ская ико­на Божи­ей Мате­ри сыг­ра­ла осо­бую роль в собы­ти­ях при­зва­ния на цар­ство Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча Рома­но­ва. По сви­де­тель­ству состав­лен­но­го око­ло 1630 года «Ново­го лето­пис­ца», посоль­ство Зем­ско­го собо­ра, при­быв­шее из Моск­вы в Костро­му, утром 14 мар­та при­шло в Костром­ской кремль и, взяв чудо­твор­ный образ, отпра­ви­лось с ним в Ипа­тьев­ский мона­стырь к Миха­и­лу Фео­до­ро­ви­чу и его мате­ри ино­кине Мар­фе:

«Архи­епи­скоп же Фео­до­рит и боярин Федор Ива­но­вич Шере­ме­тев и все люди при­до­ша в собор­ную цер­ковь Пре­чи­стыя Бого­ро­ди­цы [то есть в Успен­ский собор Костром­ско­го крем­ля] и пеша молеб­ны, и взя­ша чес­ныя кре­сты и мес­ной чюдо­твор­ной образ Пре­чи­стыя Бого­ро­ди­цы Федо­ров­ския и мно­гия ико­ны, и пои­до­ша в Ыпац­кой мона­стырь…» [14].

Важ­ней­шее собы­тие, опре­де­лив­шее судь­бу Рос­сий­ско­го госу­дар­ства на после­ду­ю­щие три сто­ле­тия – при­ня­тие Рома­но­вы­ми избра­ния на цар­ство, нача­ло исто­ри­че­ско­го пути цар­ско­го Дома – совер­ши­лось пред ликом Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри, став­шей с это­го вре­ме­ни не толь­ко чти­мой костром­ской свя­ты­ней, но и семей­ной свя­ты­ней Дома Рома­но­вых [15].

В XVII–XVIII веках чудо­твор­ный Фео­до­ров­ский образ Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, пре­бы­ва­ю­щий в Костром­ском крем­ле, про­дол­жал оста­вать­ся мест­но­чти­мой костром­ской свя­ты­ней, одна­ко цер­ков­ные и свет­ские вла­сти Рос­сий­ско­го госу­дар­ства неиз­мен­но ока­зы­ва­ли Фео­до­ров­ской иконе осо­бое вни­ма­ние. Крат­кая редак­ция «Ска­за­ния о явле­нии и чуде­сах Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри» в 1662 году была вклю­че­на в печат­ное изда­ние Про­ло­га (сбор­ни­ка духов­но-нази­да­тель­ных тек­стов) [16]. Понов­ле­ния (рестав­ра­ции) чудо­твор­но­го обра­за в XVII сто­ле­тии – в 1636, 1677 и 1694 годах – совер­ша­лись по лич­ным рас­по­ря­же­ни­ям царя и пат­ри­ар­ха, а рестав­ра­ция 1745 года ста­ла пред­ме­том подроб­но­го рас­смот­ре­ния и обсуж­де­ния в Свя­тей­шем Сино­де [17]. В про­то­ко­ле засе­да­ния Свя­тей­ше­го Сино­да 18 июня 1723 года Фео­до­ров­ская ико­на в Костро­ме упо­ми­на­ет­ся сре­ди дру­гих пяти рос­сий­ских икон, наи­бо­лее извест­ных по тра­ди­ции совер­ше­ния с ними крест­ных ходов [18].   

В послед­ней чет­вер­ти XVIII века изме­ни­лись и регла­мент пре­бы­ва­ния Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри в Костром­ском крем­ле, и ее ста­тус. С постро­е­ни­ем в крем­ле в 1776–1790 годах теп­ло­го Бого­яв­лен­ско­го собо­ра (ныне – вос­со­здан­но­го Бого­яв­лен­ско­го кафед­раль­но­го собо­ра Костром­ско­го крем­ля) чудо­твор­ный образ Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, преж­де посто­ян­но хра­нив­ший­ся в Успен­ском собо­ре, стал пере­но­сить­ся на холод­ное вре­мя года в Бого­яв­лен­ский собор. В 1778 году Свя­тей­ший Синод пре­по­дал бла­го­сло­ве­ние на печат­ное изда­ние служ­бы в честь Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри на 14 мар­та (празд­но­ва­ние иконе в память о собы­ти­ях 1613 года): это фак­ти­че­ски озна­ча­ло про­слав­ле­ние чудо­твор­но­го обра­за как все­рос­сий­ской свя­ты­ни (тогда как упо­треб­ляв­ша­я­ся до это­го пер­вая служ­ба иконе печат­но не изда­ва­лась, совер­ша­лась мест­но и сохра­ни­лась лишь в руко­пи­сях XVIII–XIX веков) [19].

Посе­ще­ние Костро­мы импе­ра­то­ром Нико­ла­ем I, состо­яв­ше­е­ся 7–9 октяб­ря 1834 года, фак­ти­че­ски поло­жи­ло нача­ло ново­му эта­пу в почи­та­нии Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри цар­ским Домом Рома­но­вых. С того вре­ме­ни и до 1913 года рос­сий­ские госу­да­ри неиз­мен­но посе­ща­ли Костро­му и покло­ня­лись чудо­твор­но­му обра­зу Бого­ма­те­ри (при­том два­жды – в каче­стве наслед­ни­ка пре­сто­ла и после воца­ре­ния) [20]. В 1835 году собо­ры Костром­ско­го крем­ля по ука­за­нию импе­ра­то­ра полу­чи­ли ста­тус кафед­раль­ных – что, как спра­вед­ли­во отме­чал про­то­и­е­рей Павел Ост­ров­ский (клю­чарь собо­ра, извест­ный цер­ков­ный исто­рик, дядя дра­ма­тур­га А.Н. Ост­ров­ско­го), объ­яс­ня­лось осо­бым зна­че­ни­ем хра­нив­шей­ся в крем­ле чудо­твор­ной ико­ны: «Успен­ский собор чрез посред­ство сво­ей свя­ты­ни, послу­жив­шей неко­гда Рос­сии в деле спа­се­ния ее умо­ле­ни­ем Миха­и­ла Рома­но­ва на цар­ство­ва­ние, обя­зан новым досто­ин­ством кафед­раль­но­го высо­чай­ше­му вос­по­ми­на­нию того вели­ко­го собы­тия» [21].

В XIX–ХХ веках почи­та­ние чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри при­об­ре­ло и осо­бый госу­дар­ствен­ный ста­тус: дни еже­год­ных цер­ков­ных празд­но­ва­ний в ее честь 14 мар­та (в память собы­тий 1613 года) и 16 авгу­ста (вос­по­ми­на­ние явле­ния ико­ны в Костро­ме в XIII веке) ста­ли непри­сут­ствен­ны­ми, выход­ны­ми дня­ми для жите­лей Костро­мы. Соот­вет­ству­ю­щие акты были при­ня­ты на выс­шем госу­дар­ствен­ном уровне: 14 мар­та объ­яв­ле­но непри­сут­ствен­ным днем реше­ни­ем Госу­дар­ствен­но­го Сове­та, высо­чай­ше утвер­жден­ным 19 октяб­ря 1853 года, а 16 авгу­ста – реше­ни­ем Коми­те­та мини­стров, высо­чай­ше утвер­жден­ным 30 октяб­ря 1901 года [22].

На про­тя­же­нии ХХ века чудо­твор­ная Фео­до­ров­ская ико­на Божи­ей Мате­ри, несмот­ря на гоне­ния на Пра­во­слав­ную Цер­ковь со сто­ро­ны госу­дар­ствен­ной вла­сти, про­дол­жа­ла оста­вать­ся цер­ков­ной свя­ты­ней, не изы­ма­лась у веру­ю­щих и не поки­да­ла хра­мо­вых стен на сколь­ко-нибудь про­дол­жи­тель­ное вре­мя. Даже в пери­од сво­е­го пре­бы­ва­ния у рас­коль­ни­ков-обнов­лен­цев (с 1922 по 1944 годы) ико­на нахо­ди­лась в исто­ри­че­ских хра­мах Костро­мы, при­над­ле­жав­ших Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и захва­чен­ных обнов­лен­ца­ми, а затем под­верг­ших­ся закры­тию: собо­рах Костром­ско­го крем­ля (1922–1929 годы) и Иоан­но-Бого­слов­ской церк­ви на Кат­ки­ной горе (1929–1944 годы). В декаб­ре 1919 года состо­я­лась пер­вая науч­ная рестав­ра­ция ико­ны, про­во­див­ша­я­ся непо­сред­ствен­но в Костром­ском крем­ле экс­пе­ди­ци­ей комис­сии по сохра­не­нию и рас­кры­тию памят­ни­ков древ­ней живо­пи­си в Рос­сии, при непо­сред­ствен­ном уча­стии в этом про­цес­се собор­но­го духо­вен­ства [23].

В нояб­ре 1944 года Фео­до­ров­ская ико­на Божи­ей Мате­ри была воз­вра­ще­на в кафед­раль­ный собор Костром­ской епар­хии, кото­рым тогда явля­лась Иоан­но-Зла­то­устов­ская цер­ковь Костро­мы [24]. Здесь чудо­твор­ный образ хра­нил­ся до вес­ны 1964 года, когда состо­я­лось его пере­не­се­ние – вме­сте с кафед­рой пра­вя­ще­го архи­ерея – в Вос­кре­сен­ский собор на Ниж­ней Дебре, полу­чив­ший ста­тус кафед­раль­но­го. Реше­ние о таком пере­не­се­нии было при­ня­то лич­но Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси Алек­си­ем I 11 июня 1963 года с уче­том слож­ней­ших обсто­я­тельств того вре­ме­ни, не исклю­чав­ших пер­спек­ти­вы закры­тия Вос­кре­сен­ско­го собо­ра как дей­ству­ю­ще­го хра­ма [25].

С нача­лом воз­рож­де­ния цер­ков­ной жиз­ни в послед­ней чет­вер­ти ХХ века чудо­твор­ная Фео­до­ров­ская ико­на Божи­ей Мате­ри вновь ста­ла обще­из­вест­ным духов­ным сим­во­лом Костром­ской зем­ли. В 1990 году была вос­со­зда­на тра­ди­ция совер­ше­ния 29 авгу­ста, в день празд­но­ва­ния явле­ния чудо­твор­но­го обра­за, обще­го­род­ско­го крест­но­го хода с ико­ной от кафед­раль­но­го собо­ра к Спа­со-Запруд­нен­ской церк­ви. 18 авгу­ста 1991 года по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Алек­сия II состо­я­лось пере­не­се­ние Фео­до­ров­ско­го обра­за Бого­ма­те­ри в новый кафед­раль­ный храм епар­хии – Бого­яв­лен­ско-Ана­ста­си­ин собор одно­имен­но­го жен­ско­го мона­сты­ря горо­да Костро­мы. С 2001 года по бла­го­сло­ве­нию цер­ков­но­го свя­щен­но­на­ча­лия чудо­твор­ная Фео­до­ров­ская ико­на Божи­ей Мате­ри при­но­сит­ся в раз­лич­ные епар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви для покло­не­ния веру­ю­щих, участ­ву­ет в обще­цер­ков­ных тор­же­ствах и зна­чи­мых собы­ти­ях. В 2009 году пред ликом Фео­до­ров­ской ико­ны, при­не­сен­ной в мос­ков­ский Храм Хри­ста Спа­си­те­ля, состо­я­лись избра­ние на Пат­ри­ар­ший пре­стол и интро­ни­за­ция Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Кирил­ла.

По завер­ше­нии вос­со­зда­ния Бого­яв­лен­ско­го кафед­раль­но­го собо­ра Костром­ско­го крем­ля, пол­но­стью раз­ру­шен­но­го в 1934 году, ста­ло воз­мож­ным вер­нуть ико­ну на исто­ри­че­ское место ее пре­бы­ва­ния – в Костром­ской кремль. Пере­не­се­ние чудо­твор­но­го Фео­до­ров­ско­го обра­за Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Бого­яв­лен­ский кафед­раль­ный собор Костром­ско­го крем­ля состо­я­лось 5 нояб­ря 2023 года по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Кирил­ла. С того вре­ме­ни ико­на рас­по­ла­га­ет­ся в основ­ном про­стран­стве собор­но­го хра­ма, с пра­вой сто­ро­ны перед ико­но­ста­сом – так же, как она хра­ни­лась в XVII веке в Успен­ском собо­ре Костром­ско­го крем­ля.

Молит­вен­ное обра­ще­ние к Божи­ей Мате­ри пред Ее Фео­до­ров­ской ико­ной с дав­них вре­мен счи­та­ет­ся в пра­во­слав­ном наро­де дей­ствен­ным сред­ством для укреп­ле­ния семей­но­го бла­го­по­лу­чия, для полу­че­ния бла­го­дат­ной помо­щи в труд­ных родах, в вос­пи­та­нии детей. Вели­кий ста­рец зем­ли Рус­ской пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский (+ 1891) в пись­ме к духов­но окорм­ляв­шей­ся у него жен­щине сове­то­вал:

«В заклю­че­ние ваше­го пись­ма пише­те, что вас забо­тит вре­мя труд­но­го рож­де­ния: и забо­тит, и стра­шит так, что эта пре­об­ла­да­ю­щая мысль меша­ет вам поль­зо­вать­ся вся­ким бла­гом жиз­ни, и поэто­му жела­е­те иметь какую-либо молит­ву себе в под­креп­ле­ние. Есть пра­во­слав­ное пре­да­ние, что в этих слу­ча­ях при­бе­га­ют к Божи­ей Мате­ри, по назва­нию ико­ны, Фео­до­ров­ской. Выме­ни­те или напи­ши­те себе эту ико­ну, празд­но­ва­ние кото­рой быва­ет два­жды в год: 14 мар­та и 16 авгу­ста» [26]

При­ме­ча­ния

1. Костром­ская ико­на XIII–XIX веков / Авт.-сост. Н.И. Комаш­ко и С.С. Кат­ко­ва, пре­дисл. Г.И. Вздор­но­ва. М., 2004. С. 460.

2. Там же. С. 461. О про­ис­хож­де­нии и ико­но­гра­фии чудо­твор­но­го обра­за см.: Ани­си­мов А.И. Домон­голь­ский пери­од древ­не­рус­ской живо­пи­си. М., 1928. С. 161; Баха­ре­ва Н.Н. К вопро­су о про­ис­хож­де­нии ико­ны «Бого­ма­те­ри Фео­до­ров­ской» // Горо­дец­кие чте­ния (мате­ри­а­лы науч­ной кон­фе­рен­ции). Горо­дец, 10–13 мая 1994 г. Горо­дец, 1995. С. 137–157; Она же. Древ­няя Горо­дец­кая ико­на Бого­ро­ди­цы: вопро­сы исто­рии и ико­но­гра­фии // Горо­дец­кие чте­ния, 25 апре­ля 2002 г. Горо­дец, 2002. С. 111–125; Она же. Об ико­но­гра­фи­че­ских источ­ни­ках обра­за «Бого­ма­терь Федо­ров­ская» // Горо­дец­кие чте­ния, 23 апре­ля 2004 г. Горо­дец, 2004. С. 52–66; Гра­барь И.Э. О древ­не­рус­ском искус­стве. М., 1966. С. 219–220; Конда­ков Н.П. Ико­но­гра­фия Бого­ма­те­ри : Свя­зи гре­че­ской и рус­ской ико­но­пи­си с ита­льян­ской живо­пи­сью ран­не­го Воз­рож­де­ния. СПб., 1910. С. 58; Лаза­рев В.Н. Живо­пись Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ской Руси // Исто­рия рус­ско­го искус­ства. Т. I. М., 1953. С. 442–504; Мас­ле­ни­цын С.И. Ико­на «Бого­ма­те­ри Фёдо­ров­ской» 1239 г. // Памят­ни­ки куль­ту­ры: новые откры­тия. Пись­мен­ность, искус­ство, архео­ло­гия. Еже­год­ник 1976. М., 1977. С. 155–166; Покров­ский Н.В. Памят­ни­ки цер­ков­ной ста­ри­ны в Костро­ме. СПб., 1909. С. 33–36 ; Смир­но­ва Э.С. Ико­ны Севе­ро-Восточ­ной Руси сере­ди­ны XIII – сере­ди­ны XIV века: Ростов, Вла­ди­мир, Костро­ма, Муром, Рязань, Воло­год­ский край, Дви­на. М., 2004. С. 179–186.  

3. Подроб­нее о «Ска­за­нии…» см.: Голуб­цов А.П. Автор древ­ней пове­сти о Фео­до­ров­ской иконе Божи­ей Мате­ри // Бого­слов­ский вест­ник. 1911. Том 3. № 10. С. 364–371 (2–я пагин.); Каган М.Д. Ска­за­ние о иконе Бого­ма­те­ри Федо­ров­ской // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Древ­ней Руси. Выпуск 3 (XVII век). Часть 3. П–С. СПб., 1998. С. 407–412; Лебе­дев Д.И. [про­то­и­е­рей]. Исто­рия собор­ных хра­мов Фео­до­ров­ско­го и Успен­ско­го в горо­де Костро­ме в свя­зи с пове­стью о Фео­до­ров­ской иконе Бого­ма­те­ри, крат­кой исто­ри­ей и топо­гра­фи­ей древ­не­го горо­да. Костро­ма, 2010; Неча­е­ва Т.В. «Ска­за­ние о Федо­ров­ской иконе» пер­вой тре­ти XVII века: мест­ная леген­да и лите­ра­тур­ный текст // Гер­ме­нев­ти­ка древ­не­рус­ской лите­ра­ту­ры. Сбор­ник 6. Часть 1. М., 1994. С. 140–164; Раде­е­ва О.Н. Ска­за­ние о Федо­ров­ской иконе Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в книж­ной куль­ту­ре Рос­сии XVII–XVIII вв. : Дис­сер­та­ция … кан­ди­да­та исто­ри­че­ских наук. М., 2011; Ска­за­ние о явле­нии и чуде­сах Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри / публ. и пре­дисл. И.В. Баже­но­ва // Вест­ник архео­ло­гии и исто­рии, изда­ва­е­мый Импе­ра­тор­ским Архео­ло­ги­че­ским инсти­ту­том. Выпуск XIX. СПб., 1909. С. 187–260; Соко­лов В.А., свя­щен­ник. Опи­са­ние и кри­ти­че­ский раз­бор руко­пи­сей, име­ю­щих­ся в биб­лио­те­ке Костром­ской уче­ной архив­ной комис­сии и содер­жа­щих служ­бу и ска­за­ния о явле­нии и чуде­сах Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри // Костром­ская ста­ри­на. Сбор­ник, изда­ва­е­мый Костром­ской губерн­ской уче­ной архив­ной комис­си­ей. Выпуск пятый. Костро­ма, 1901. С. 195–264; Фера­понт (Кашин), мит­ро­по­лит Костром­ской и Нерехт­ский. Миней­ная (милю­тин­ская) редак­ция «Ска­за­ния о явле­нии и чуде­сах Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри» (XVII век) // Бого­слов­ский вест­ник. 2020. № 3 (38). С. 280–293; Он же. Неиз­вест­ная редак­ция «Ска­за­ния о явле­нии и чуде­сах Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри» // Ипа­тьев­ский вест­ник. 2023. № 1. С. 58–78; Он же. Про­стран­ная редак­ция «Ска­за­ния о явле­нии и чуде­сах Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри»: текст и ком­мен­та­рий // Ипа­тьев­ский вест­ник. 2023. № 4. С. 35–82.

4. Крат­кий спи­сок работ, в кото­рых дан­ный вопрос рас­смат­ри­ва­ет­ся: Алек­сандр (Моги­лев), архи­епи­скоп Костром­ской и Галич­ский. Чудо­твор­ная Фео­до­ров­ская ико­на Божи­ей Мате­ри. Костро­ма, 2004; Баже­нов И.В. Чудо­твор­ная Фео­до­ров­ская ико­на Божи­ей Мате­ри в Успен­ском собор­ном хра­ме горо­да Костро­мы. Костро­ма, 1911; Ива­нов В.Н., Фех­нер М.В. Костро­ма. М., 1955; Лебе­дев Д.И. [про­то­и­е­рей]. Исто­рия собор­ных хра­мов Фео­до­ров­ско­го и Успен­ско­го в горо­де Костро­ме в свя­зи с пове­стью о Фео­до­ров­ской иконе Бого­ма­те­ри, крат­кой исто­ри­ей и топо­гра­фи­ей древ­не­го горо­да. Костро­ма, 2010; Леон­тий (Пав­лов), игу­мен. Изве­стие, в коих летех бысть явле­ние ико­ны Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы Фео­до­ров­ския на Костро­ме // Отдел руко­пи­сей Рос­сий­ской госу­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки (ОР РГБ). Ф. 833 (Костром­ское собра­ние). № 8. Л. 101–108; Ост­ров­ский П.Ф., про­то­и­е­рей. Исто­ри­че­ское опи­са­ние костром­ско­го Успен­ско­го кафед­раль­но­го собо­ра. М., 1855; Раде­е­ва О.Н. Ска­за­ние о Федо­ров­ской иконе Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в книж­ной куль­ту­ре Рос­сии XVII–XVIII вв.: Дис­сер­та­ция … кан­ди­да­та исто­ри­че­ских наук. М., 2011; Рыжо­ва О.А. Чуде­са Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри по лите­ра­тур­ным и изоб­ра­зи­тель­ным источ­ни­кам XVII–XIX вв. // Кра­е­вед­че­ские запис­ки. Вып. 6. Костро­ма, 2003. С. 164–176; Сыр­цов И.Я., про­то­и­е­рей. Ска­за­ние о Фео­до­ров­ской чудо­твор­ной иконе Божи­ей Мате­ри, что в горо­де Костро­ме. Костро­ма, 1908; Фера­понт (Кашин), мит­ро­по­лит Костром­ской и Нерехт­ский. Путь все­рос­сий­ской свя­ты­ни: из исто­рии чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри // Бого­слов­ский вест­ник. 2020. № 1 (36). С. 202–224; Он же. Фео­до­ров­ская ико­на Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы : Крат­кий исто­ри­че­ский очерк. Изд. 2‑е. Костро­ма, 2024.

5. Госу­дар­ствен­ный Исто­ри­че­ский музей. Сино­даль­ное собра­ние. № 808. Л. 771 – 771 об.

6. Подроб­нее см.: Цехан­ский Р.В. О дате пер­во­на­чаль­но­го Успен­ско­го собо­ра горо­да Костро­мы // Костром­ской кремль : Сбор­ник мате­ри­а­лов. Костро­ма, 2018. С. 502–514.

7. Баха­ре­ва Н.Н. Горо­дец­кий в честь Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри муж­ской мона­стырь // Пра­во­слав­ная энцик­ло­пе­дия. Т. 12. М., 2006. С. 134–138; Кома­ро­вич В.Л. Китеж­ская леген­да : Опыт изу­че­ния мест­ных легенд / Тру­ды отде­ла древ­ней лите­ра­ту­ры. М.; Л., 1936.

8. Лебе­дев Д.И. [про­то­и­е­рей]. Исто­рия собор­ных хра­мов Фео­до­ров­ско­го и Успен­ско­го в горо­де Костро­ме в свя­зи с пове­стью о Фео­до­ров­ской иконе Бого­ма­те­ри, крат­кой исто­ри­ей и топо­гра­фи­ей древ­не­го горо­да. Костро­ма, 2010; Фера­понт (Кашин), мит­ро­по­лит Костром­ской и Нерехт­ский. Путь все­рос­сий­ской свя­ты­ни: из исто­рии чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри // Бого­слов­ский вест­ник. 2020. № 1 (36). С. 202–224; Цехан­ский Р.В. О дате пер­во­на­чаль­но­го Успен­ско­го собо­ра горо­да Костро­мы // Костром­ской кремль : Сбор­ник мате­ри­а­лов. Костро­ма, 2018. С. 502–514. 

9. Лиха­чев Н.П. Сбор­ник актов, собран­ных в архи­вах и биб­лио­те­ках : Вып. 1–2. Духов­ные и сго­вор­ные гра­мо­ты. Гра­мо­ты пра­вые. СПб., 1895. С. 45.

10. Ост­ров­ский П.Ф., про­то­и­е­рей. Исто­ри­че­ское опи­са­ние костром­ско­го Успен­ско­го кафед­раль­но­го собо­ра. М., 1855. С. 205.

11. № 23. 1619 сен­тяб­ря 12. Пись­мо царя Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча пат­ри­ар­ху Фила­ре­ту // Пись­ма рус­ских госу­да­рей и дру­гих особ цар­ско­го семей­ства, издан­ные Архео­гра­фи­че­ской комис­си­ей. Т. 1. 1526–1658. М., 1848. С. 32.

12. Пис­цо­вая кни­га г. Костро­мы 1627/28 – 1629/30 гг. Костро­ма, 2004. С. 257–259.

13. Смир­но­ва Э.С. Ико­ны Севе­ро-Восточ­ной Руси сере­ди­ны XIII – сере­ди­ны XIV века: Ростов, Вла­ди­мир, Костро­ма, Муром, Рязань, Воло­год­ский край, Дви­на. М., 2004. С. 180.

14. Пол­ное собра­ние рус­ских лето­пи­сей, издан­ное по высо­чай­ше­му пове­ле­нию Импе­ра­тор­ской Архео­гра­фи­че­ской комис­си­ей. Том четыр­на­дца­тый. Пер­вая поло­ви­на. I. Повесть о чест­нем житии царя и вели­ко­го кня­зя Фео­до­ра Ива­но­ви­ча всея Русии. II. Новый лето­пи­сец. СПб., 1910. С. 129–130

15. Подроб­ную исто­ри­че­скую рекон­струк­цию собы­тий 1613 года на осно­ва­нии все­го ком­плек­са источ­ни­ков того вре­ме­ни см.: Фера­понт (Кашин), мит­ро­по­лит Костром­ской и Нерехт­ский. Мате­рин­ское бла­го­сло­ве­ние: к вопро­су об уча­стии чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри в при­зва­нии на цар­ство Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча Рома­но­ва в 1613 году // Бого­слов­ский вест­ник. 2022. № 1 (44). С. 144–165; № 2 (45). С. 204–222.

16. Про­лог. Вто­рая поло­ви­на (март–сентябрь). М., 1662. Л. 72 об. – 74 об.

17. Сыр­цов И.Я., про­то­и­е­рей. Костром­ской Успен­ский кафед­раль­ный собор // Костром­ские епар­хи­аль­ные ведо­мо­сти. 1908. № 21. Отдел неоф. С. 554–558; Лестви­цын В.И. Запис­ки изо­гра­фа Васи­лия Ники­ти­на 1745 года. Яро­славль, 1882. С. 9–16; Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный архив древ­них актов (РГАДА). Ф. 1183 (Мос­ков­ская кон­то­ра Сино­да). Оп. 1. Ч. 3. Д. 359. По доно­ше­нию костром­ско­го Бого­ро­диц­ко­го собо­ра диа­ко­на Иако­ва Бори­со­ва об обнов­ле­нии име­ю­ще­го­ся в горо­де Костро­ме в собор­ной церк­ви Успе­ния Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы чудо­твор­но­го обра­за Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы Фео­до­ров­ския и о про­чем (1736–1742 годы); Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный исто­ри­че­ский архив (РГИА). Ф. 796 (Кан­це­ля­рия Свя­тей­ше­го Сино­да). Оп. 24. Д. 250. По доно­ше­нию Ниже­го­род­ской губер­нии сек­ре­та­ря Ива­на Соко­ло­ва об отпус­ке из Ростов­ской епар­хии свя­щен­ни­ка Ива­на Андре­ева для обнов­ле­ния в Костром­ской собор­ной церк­ви чудо­твор­но­го обра­за Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы Фео­до­ров­ския (1743 год).

18. РГИА. Ф. 796. Оп. 2. Д. 244. О нехож­де­нии из мона­сты­рей и церк­вей с обра­за­ми в домы к при­ход­ским жите­лем (1722–1725 годы). Л. 8

19. РГИА. Ф. 796. Оп. 58. Д. 83. По доно­ше­нию прео­свя­щен­но­го Симо­на, епи­ско­па Костром­ско­го, о напе­ча­та­нии в Мос­ков­ской типо­гра­фии осо­бы­ми кни­жи­ца­ми служ­бы Пре­свя­той Бого­ро­ди­це, нари­ца­е­мой Фео­до­ров­ской, на кошт костром­ско­го Успен­ско­го собо­ра (1777–1778 годы); Фера­понт (Кашин), мит­ро­по­лит Костром­ской и Нерехт­ский. Вто­рая служ­ба чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской иконе Божи­ей Мате­ри // Ипа­тьев­ский вест­ник. 2023. № 2. С. 60–97.

20. Импе­ра­тор Нико­лай I (7–9 октяб­ря 1834 года), импе­ра­тор Алек­сандр II (13–15 мая 1837 года как наслед­ник и 15–17 авгу­ста 1858 года как госу­дарь), импе­ра­тор Алек­сандр III (14–15 авгу­ста 1866 года как наслед­ник и 22 июля 1881 года как госу­дарь), импе­ра­тор Нико­лай II (22 июля 1881 года как наслед­ник и 19–20 мая 1913 года как госу­дарь).         

21. Ост­ров­ский П.Ф., про­то­и­е­рей. Исто­ри­че­ские запис­ки о Костро­ме и ее свя­тыне, бла­го­чест­но-чти­мой в импе­ра­тор­ском Доме Рома­но­вых. Костро­ма, 1864. С. 147.     

22. Пол­ное собра­ние зако­нов Рос­сий­ской импе­рии (ПСЗРИ). Собра­ние вто­рое. Т. XXVIII. Отде­ле­ние пер­вое. 1853. СПб., 1854. С. 488. № 27624; РГИА. Ф. 1287 (Хозяй­ствен­ный депар­та­мент МВД). Оп. 44. Д. 192. Об уста­нов­ле­нии в гор. Костро­ме непри­сут­ствен­но­го дня 16 авгу­ста в празд­ник явле­ния чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1900–1901 годы); Фера­понт (Кашин), мит­ро­по­лит Костром­ской и Нерехт­ский. Граж­дан­ский ста­тус празд­но­ва­ний в честь Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри в XIX–XX веках в Костро­ме // Вест­ник Костром­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. 2023. Т. 29. № 2. С. 24–28.

23. О рестав­ра­ции 1919 года см.: Коз­ло­ва Ю.А. Днев­ник рестав­ра­ци­он­ных работ над ико­ной Фео­до­ров­ской Божи­ей Мате­ри // Костром­ская зем­ля : Кра­е­вед­че­ский аль­ма­нах. Вып. 6. Костро­ма, 2006. С. 20–31; Кыз­ла­со­ва И.Л. О важ­ней­ших эта­пах рестав­ра­ции чудо­твор­ной ико­ны Фео­до­ров­ской Божи­ей Мате­ри (1919 и 1929 годы) // Искус­ство хри­сти­ан­ско­го мира : Сбор­ник ста­тей. Вып. XIII. М., 2016. С. 469–486.

24. Алек­сандр (Моги­лев), архи­епи­скоп Костром­ской и Галич­ский. Чудо­твор­ная Фео­до­ров­ская ико­на Божи­ей Мате­ри. Костро­ма, 2004. С. 28.

25. Пись­мо кан­це­ля­рии Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии от 12 июня 1963 года // Архив Костром­ской епар­хии. Дело IV-6-II. Пере­пис­ка с Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хи­ей (1964–1989 годы). Без паги­на­ции.

26. https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_letters_chart3_8/#84 (в ста­ри­ну гово­ри­ли не «купить ико­ну», а «выме­нять ико­ну»).

(Справ­ка под­го­тов­ле­на мит­ро­по­ли­том Костром­ским и Нерехт­ским Фера­пон­том в июне 2024 года).

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери