(л. 17)
[Вверху листа пометы: № 434. К докладу. Получено 2 декаб. 1859 г.]
Святейшему Правительствующему Синоду
Платона, епископа Костромского и Галичского
донесение
Чиновники и граждане города Галича в поданном ко мне прошении объяснили, что они, 26 сентября прошлого 1858 года быв обрадованы пришествием честныя иконы Феодоровской Божией Матери из города Костромы в Галич, сочли это незабвенное и радостное для их событие знамением благоволения к ним Божия и заступления Царицы Небесной; этот день был для них единственным днем в жизни их, (л. 17 об.) и не было человека, который бы не участвовал душой и сердцем в сретении такой дорогой посетительницы города Галича; старые и малые, больные и здоровые при вести о приближении иконы Божией Матери к городу поспешили навстречу ей, и при виде ее от умиления и сознания своего недостоинства проливали радостные слезы. Посему и просили дозволить им каждогодно принимать находящуюся в костромском кафедральном Успенском соборе чудотворную икону Феодоровской Божией Матери в город Галич в галичский Преображенский собор, а из него и в домы свои, присовокупив к сему, что они с своей стороны готовы употребить все меры к приличному и достойному (л. 18) святыни сретению, сохранению и провождению святой иконы обратно в город Кострому.
По собранным сведениям оказалось: 1. Костромское губернское правление уведомило консисторию, что по делам правления и по сведениям, истребованным от Галичского городнического правления и градской думы, не открылось никаких распоряжений прежнего времени, препятствующих к каждогодному перенесению чудотворной Феодоровской иконы Богоматери в г. Галич от среды четвертой недели по Пасхе до четверга шестой недели по Пасхе. 2. Жители города Галича разных сословий, в том числе 61 человек кроме тех, которые подписались под прошением, в подписке, препро(л. 18 об.)вожденной в консисторию при отношении Галичского городнического правления от 21 октября сего года за № 2723, изъяснили, что они имеют усердие принимать каждогодно икону Феодоровской Божией Матери в галичский Преображенский собор в предположенное выше время, то есть между днем Преполовения Пятьдесятницы и Вознесения Господня.
Удовлетворить сему благочестивому желанию граждан города Галича я считаю весьма полезным как для поддержания духа благочестия в истинно православных чадах Церкви города Галича и селений, лежащих на пути, так для возбуждения усердия к Православию в зараженных расколом, частью в городе Галиче и особенно в лежащем (л. 19) на пути к городу Галичу городе Судиславле. Посему, согласно с заключением консистории, я полагал бы возможным учредить ежегодное, в приличном экипаже, перенесение явленной чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери из костромского Успенского кафедрального собора в галичский Преображенский собор с среды Преполовения Пятьдесятницы до недели св[ятых] отец, по прилагаемому при сем расписании. При чем необходимо дозволить икону сию из галичского Преображенского собора, по желанию священно- и церковнослужителей и прихожан, вносить и в другие церкви г. Галича и частные дома жителей.
О чем имею долг пред(л. 19 об.)ставить на благоусмотрение Святейшего Синода, покорнейше испрашивая в разрешение сего указного предписания.
Вашего Святейшества
нижайший послушник Платон, епископ Костромской и Галичский
[В левом нижнем углу:]
№ 17065
21 ноября 1859 года
С испрашиванием разрешения о учреждении ежегодного перенесения явленной чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери из костромского Успенского собора в галичский Преображенский собор.
(л. 20)
[Пометы вверху листа: № 1361. Копия]
1860 года, мая 2 дня. По указу Его императорского величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: дело по просьбе жителей г. Костромы о недозволении выносить из г. Костромы в уезды губернии Феодоровскую икону Божия Матери, и о прочем, ПРИКАЗАЛИ: Исправляющий должность костромского градского головы, 2‑й гильдии купеческий сын Николай Стоюнин и некоторые жители Костромы (в числе 155 человек) обратились в Святейший Синод с просьбой о воспрещении местному епархиальному начальству разрешать отправление чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери из города в отдаленные пределы губернии на том основании, что кроме различных неудобств, с которыми должна быть (л. 20 об.) сопряжена переноска святыни на дальнем расстоянии, такие случаи могут повторяться весьма часто, ибо при свободном удовлетворении просьб о перенесении иконы в разные местности много найдется лиц, которые, располагая сильными средствами, будут во всякое время испрашивать к себе, за сотни верст, икону Владычицы, а между тем жители Костромы, из коих почти каждый считает священным долгом по крайней мере единожды в неделю посетить соборный храм, где находится св[ятая] икона, и там испрашивать себе и семейству своему небесного покровительства, будут оставаться осиротелыми. Сверх того, по мнению просителей, истинная (л. 21) преданность христианина к Богоматери познается не из гласного публичного к Ней почитания, а из простого и по возможности сокровенного от посторонних взоров благоговения. Поводом к таковому ходатайству просителей, как объяснено в том же прошении, послужило во 1‑х следующее обстоятельство: в 1858 году, 24 сентября, Феодоровская икона была переносима с разрешения местного Преосвященного в Галичский уезд, с лишком за 100 верст, будто бы по просьбе какой-то особы, от чего умами и сердцами всех осиротелых жителей Костромы овладело уныние, некоторые даже полагали, что Небесная Заступница, неисходно присутствовавшая в черте (л. 21 об.) города в течении многих столетий, не благоволит более продолжать Свои щедроты к жителям его, как бы потерявшим к Ней свое благоговейное уважение, и во 2‑х, распоряжения епархиального же начальства, сделанные им еще прежде, именно в мае месяце того же года, о выносе означенной иконы в посад Судиславль. Преосвященный епископ Костромской Платон, от которого требовалось по означенному прошению заключение, находит, что основания, побудившие просителей к настоящему ходатайству, не только не заслуживают уважения, но даже предосудительны, а именно: а) обстоятельство, что (будто бы) жители города (л. 22) Костромы по поводу отправления иконы Божией Матери усвоили себе убеждение, что Небесная Заступница, неисходно присутствовавшая в черте города в течении многих столетий, не благоволит более продолжать Свои щедроты к жителям его, как бы потерявшим к Ней свое благоговение, опровергается событиями, ибо св[ятая] Феодоровская икона Божия Матери ежегодно с разрешения его предместников вывозима была в разные местности губернии, напр[имер] в села: Аминево, Сумароково, в город Судиславль и другие, и ежегодно совершаются с сей иконой крестные ходы за черту города: 16 августа в Спасо-Запрудненскую церковь, а накануне (л. 22 об.) дня Пятидесятницы в Ипатьевский монастырь, в котором икона в это время всегда остается на трое суток; кроме того, причину сию Преосвященный признает противной православному догматическому учению о лице Пресвятой Девы Марии и выражающей грубое суеверие, что будто бы присутствие Божией Матери в каком-либо месте привязано к иконе Ея. б) Мысль, что истинная преданность христианина Богоматери познается не из гласного публичного к Ней почитания, а из простого и по возможности сокровенного от взоров посторонних благоговения, если бы и была признана справедливой, то времен(л. 23)ное удаление святой иконы из Костромы нимало не препятствует истинной преданности и сокровенному благоговению к Божией Матери и со стороны просителей. Но эта мысль заключает неправославное понятие о почитании Божией Матери. Православная Церковь учит, что недостаточно одного внутреннего, сокровенного почитания Божией Матери, но со внутренним непременно должно быть и внешнее общественное, именно совершение общественных служений и молений в честь Ея, поклонение Ея св[ятым] иконам и проч[ее]. в) Выраженное во всем прошении нежелание, чтобы кто-либо другой, кроме жителей (л. 23 об.) Костромы, пользовался духовными дарами от чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, или зависть к духовным дарам, неуважительно, ибо у Бога нет лицеприятия; Божия Матерь подает милости Свои неоскудно всем, с верою и любовию прибегающим к Ней, а зависть к дарованиям духовным есть грех против Духа Святого. г) Опасение жителей за целость св[ятой] иконы и ее украшений, при отправлении ее в уезды губернии, неуместно, ибо по этому опасению не надлежало бы выносить из собора св[ятую] икону в домы граждан и особенно в приходские г. Костромы церкви, в которых она в храмовые праздники остается на сутки (л. 24) и иногда и на двое, под охранением местного причта или даже одного сторожа церкви. Между тем как в пути икона была сопровождаема тремя членами собора и двумя лицами из прислуги, и кроме того при ней находился неотлучно в церкви церковный староста кафедрального собора. Если же когда и где может предстоять опасность или какое-либо затруднение, то в таком случае и не дозволится брать икону. Наконец: д) Общий ропот и общее уныние жителей города по случаю отправления св[ятой] иконы из Костромы могли бы быть уважены, если бы действительно были, но несправедливость этого обстоятельства обличается самим прошением; оно не подписано ни одним (л. 24 об) чиновником, ни одним дворянином, и из купеческого сословия подписано только немногими без участия градских головы и думы, притом никто из просителей не спросил Преосвященного, с его ли дозволения была поднимаема икона и куда, ни один из них ни прежде, ни после подачи прошения не изъявил ему ни одного слова неудовольствия, или скорби, или уныния по сему делу. Напротив, было едва ли не всеобщее негодование на подписавших прошение, которые, знавши об этом, не решились даже послать своей просьбы в Святейший Синод по почте из ложного опасения, чтобы она не была удержана гражданским начальством или благонамеренными гражданами. С октября месяца по январь едва ли (л. 25) был хотя один день, в который бы не являлись к Преосвященному лица всех сословий, не только что из Костромы, но из всей губернии, с изъявлением самого сильного негодования против подписавших прошение, как посягнувших на право священной власти, и живейшего участия к нему, Преосвященному, а чиновники и граждане г. Галича в письменной к нему просьбе выразили по сему случаю свои чувства. Разумнейшие и лучшие из купеческого сословия неоднократно изъявляли ему глубокую скорбь, считая для своего сословия бесчестием это прошение и опасаясь гнева Божия за незаконное вмешательство их собратий в действие священной власти. И действительно, несчастные (л. 25 об.) случаи, бывшие с некоторыми из подписавших прошение, молвой народной считаются наказанием Божиим за их поступок. Итак, по мнению Преосвященного, нет ни одной уважительной причины к запрещению выносить икону за черту города Костромы и в уезды Костромской губернии; напротив, есть основания, по коим нельзя положить сего запрещения без сильного волнения народного и без явного вреда благочестию, а именно: 1) Два крестных хода с Феодоровской иконой Божией Матери за черту города в Спасо-Запрудненскую церковь – место явления св[ятой] иконы, и в Ипатьевский монастырь, которые, вероятно, современны самому явлению св[ятой] иконы. Можно ли уничто(л. 26)жить их по нежеланию некоторых людей, водимых не благочестием, но какими-то чуждыми ему видами, и справедливо ли будет запретить принимать св[ятую] икону в свой дом епархиальному архиерею только потому, что он живет в уезде, когда может принять ее в свой дом каждый житель города Костромы. 2) Бывают случаи общественных бедствий, где немедленным пришествием св[ятой] иконы может быть возбужден и оживлен дух народный, как, например, было в 1842 году в Казани по принесении из Семиезерской пустыни Смоленской иконы Божией Матери по случаю всеобщего уныния жителей после опустошительных пожаров в городе. Уже ли должно отнять у костромского епис(л. 26 об.)копа это сильное средство для возбуждения и оживления духа благочестия и лишить его драгоценного права быть утешителем народа среди бедствий. Между тем как особенно нужно усиливать духовные средства в Костромской епархии, которая есть, как известно, гнездо раскольников всякого вида. 3) В дни радости также архиерей не имеет права не уважить ходатайства просящих дозволения освятить их домы чрез принесение местной святыни. Посему в сентябре месяце 1858 года Преосвященный не счел себя в праве отказать в дозволении принять Феодоровскую икону Божией Матери не какой-то особе, как несовестливо написано в прошении, но галичского девичьего монастыря игу(л. 27)мении с сестрами, ибо нет в Костроме ни одного человека, который бы не знал сего. Это было по случаю освящения монастырского храма, который строился сестрами около 20 лет без всяких средств, только по вере их и упованию к Господу. Принесение святой иконы в Галич было истинной Пасхой не только для сестер местной обители, но и для всех граждан города и жителей окрестных селений. Молящиеся всякого звания и возраста почти не выходили из монастырского храма, где была поставлена святая икона. В продолжении трех дней освящения трех приделов, каждый раз Преосвященный около двух часов шел из церкви, благословляя православ(л. 27 об.)ных, которые в самых восторженных кликах изъявляли благодарность за то, что они видят святую икону среди своего города; так утешительно и отрадно им было видеть в своем городе святую икону, что чиновники и граждане г. Галича взошли к Преосвященному особым прошением, чтобы ежегодно в определенное время была приносима к ним святая икона. По сим соображениям Преосвященный Платон полагает: 1) Не должно воспрещать костромским архиереям давать дозволение отправлять святую Феодоровскую икону Божия Матери чудотворную вне черты города и в уезды, как в крестные ходы, с самых древних времен бывающие (в Спасо-Запрудненскую цер(л. 28)ковь и в Ипатьевский монастырь), так и без крестного хода по частным приглашениям, и для возбуждения и поддержания духа благочестия; но только чтобы это дозволение было даваемо с должной разборчивостью и строгим вниманием, с соблюдением всех существующих узаконений и также надлежащих предосторожностей относительно самой иконы и ее украшений, что неизменно доселе соблюдалось и соблюдается как предместниками епископа Платона, так и им самим. 2) Подписавших прошение, как обнаруживших пред самим Святейшим Синодом суеверное понятие о лице Пресвятой Девы Марии Богородицы и неправославное учение о почитании, Ей подобающем, (л. 28 об.) поручить попечению и наставлению благонадежных духовных лиц, чтобы они совокупно с местными священниками приходскими, духовными отцами их, преподали им православное учение о лице Пресвятой Девы Марии Богородицы, о почитании, Ей подобающем, и внушили им, что у Божией Матери нет лицеприятия и что Она подает неоскудно Свои милости всем, с верою и нуждою прибегающим к Ней; а нежелание, чтобы и другие, подобно нам, пользовались дарами Ея, есть грех против Духа Святого, который не оставится ни в сей, ни в будущий век. Вслед за сим Преосвященный представляет на разрешение Святейшего Синода вышеупомянутое ходатайство чиновни(л. 29)ков г. Галича о дозволении им каждогодно принимать святую Феодоровскую икону Божией Матери в город Галич, в галичский Преображенский собор, а из него и в домы свои, с обязанностью употребить с их стороны все меры к приличному и достойному святыни сретению, сохранению и провождению св[ятой] иконы обратно в город Кострому, присовокупляя при этом, что со стороны костромского губернского начальства, равно как и галичских городнического правления и думы, не открылось никаких распоряжений прежнего времени, препятствующих каждогодному перенесению иконы Божия Матери в город Галич, от среды четвертой недели по Пасхе до четверга шестой недели по Пасхе, что жите(л. 29 об.)ли города Галича разных сословий, в том числе 61 человек кроме тех, которые подписались под прошением, в подписке, препровожденной в консисторию при отношении Галичского городнического правления от 21 октября за № 2723, изъяснили, что они имеют усердие принимать каждогодно икону Феодоровской Божией Матери в галичский Преображенский собор в предположенное выше время, то есть между днем Преполовения Пятидесятницы и Вознесения Господня, и что удовлетворить сему благочестивому желанию граждан г. Галича он, Преосвященный, считает весьма полезным как для поддержания духа благочестия в истинно-православных чадах Церкви сего города и селений, лежащих на пути, так [и] для возбуж(л. 30)дения усердия к Православию в зараженных расколом, частью в городе Галиче и особенно в лежащем на пути к нему г. Судиславле. Посему, согласно с заключением консистории, Преосвященный полагал бы возможным учредить в приличном экипаже перенесение явленной чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери из костромского Успенского кафедрального собора в галичский Преображенский собор с среды Преполовения Пятидесятницы до Недели св[ятых] отец. При чем Преосвященный находит необходимым дозволить икону сию из галичского Преображенского собора, по желанию священно- и церковнослужителей и прихожан, вносить и в другие церкви г. Галича и частные дома жителей. При этом Преосвященный представил (л. 30 об.) и программу самой процессии перенесения св[ятой] иконы из Костромы в Галич. Признавая заключение Преосвященного епископа Платона по поводу просьбы жителей г. Костромы о воспрещении епархиальному их начальству давать дозволение отправлять св[ятую] Феодоровскую икону за черту города и в уезды губернии, при чем не только не представлено просителями никаких уважительных доводов в подкрепление их ходатайства, но даже обнаружено положительное отсутствие понятий о христианском богопочтении правильным, – Святейший Синод определяет означенное прошение оставить без удовлетворения, предоставив Преосвященному Платону, касательно преподания просителям (л. 31) при удобных к тому случаях истинного учения Церкви о лице Пресвятыя Девы Марии и почитании, Ей подобающем, поступить по долгу архипастырского служения, о чем и объявить последним чрез местное губернское правление установленным порядком и со взысканием следующих в казну гербовых пошлин. Относительно же ходатайства Преосвященного об удовлетворении просьбы граждан г. Галича касательно учреждения ежегодного перенесения св[ятой] Феодоровской иконы Божией Матери из г. Костромы в г. Галич на изложенных Преосвященным основаниях и по вниманию к представленным им уважениям, предоставить господину обер-прокурору Святейшего Синода графу (л. 31 об.) Александру Петровичу Толстому войти в сношение с министром внутренних дел, не встретится ли с его стороны к таковому перенесению, с возложением при этом всякий раз наблюдения за порядком и благочинием в народе на обязанность местной полиции, каких-либо препятствий, и о последующем довести до сведения Святейшего Синода. Для надлежащего по сему определению исполнения послать костромскому Преосвященному и губернскому правлению указы, а в канцелярию обер-прокурора передать на время надобности подлинный протокол. Июня 10 дня 1860 года.
Протоколист [подпись неразборчива – Садов?]
Исполнено 28 июня 1860 г.
Указы Преосв[ященному] № 2927
Губ[ернскому] прав[лению] № 2928.