РГИА. Ф. 796. Оп. 149. Д. 1555

О крест­ном ходе из г. Костро­мы в г. Галич и обрат­но чрез г. Буй

Нача­лось 2 янва­ря 1868 года.

Кон­че­но 24 июля 1868 года.

(л. 1)

[Печат­ный штамп:] 27 дек. 1867

[Поме­та:] № 8537

[Поме­та:] К докла­ду

Свя­тей­ше­му Пра­ви­тель­ству­ю­ще­му Сино­ду

Пла­то­на, епи­ско­па Костром­ско­го и Галич­ско­го

Доне­се­ние.

Ука­зом Свя­тей­ше­го Сино­да 1860 года 28-го июня за № 2927 по прось­бе жите­лей горо­да Гали­ча раз­ре­ше­но при­но­сить чудо­твор­ную Фео­до­ров­скую ико­ну Бого­ма­те­ри из костром­ско­го кафед­раль­но­го собо­ра в город Галич.

Ныне жите­ли горо­да Буя взо­шли про­ше­ни­ем, что­бы на воз­врат­ном пути из Гали­ча в Костро­му, чрез город Буй, ико­на была остав­ля­е­ма в горо­де Буе на двое суток для покло­не­ния ей и при­гла­ше­ния в домы усерд­ству­ю­щи­ми.

По рас­смот­ре­нии обсто­я­тельств дела сего Костром­ской кон­си­сто­ри­ей опре­де­ле­но:

Жите­ли горо­да Буя в про­ше­нии, подан­ном епар­хи­аль­но­му началь­ству, выра­зи­ли усерд­ное жела­ние о назна­че­нии двух суток для пре­бы­ва­ния в их горо­де чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри для того, что­бы иметь вре­мя и удоб­ство при­ни­мать св[ятую] ико­ну не толь­ко в обо­их град­ских хра­мах, но и в част­ных домах их и жите­лей бли­жай­ших окрест­ных селе­ний. В рапор­те (л. 1 об.)про­то­и­е­ре­ев костром­ско­го кафед­раль­но­го Успен­ско­го собо­ра Иоан­на Беля­е­ва и Пав­ла Ост­ров­ско­го, сопро­вож­дав­ших в Галич св[ятую] ико­ну, от 12 июня 1865 года а) изъ­яс­не­но, что в горо­де Буе усер­дие к чество­ва­нию ико­ны тако­во, что в самое корот­кое вре­мя пре­бы­ва­ния ико­ны в горо­де она была при­гла­ша­е­ма для молит­во­сло­вий с лиш­ком в 60 домов, и от мно­гих из жите­лей г. Буя слы­ша­ли выра­же­ние усерд­но­го их жела­ния, что­бы чудо­твор­ная ико­на в их горо­де оста­ва­лась подо­лее, неже­ли теперь. б) Меж­ду затруд­не­ни­я­ми, какие вооб­ще встре­ча­ют­ся при сле­до­ва­нии ико­ны из Костро­мы в Галич и обрат­но и на местах вре­мен­но­го ее пре­бы­ва­ния по удо­вле­тво­ре­нию бла­го­че­сти­вых тре­бо­ва­ний пра­во­слав­но­го наро­да, пред­став­ля­ет­ся важ­ней­шим самый срок огра­ни­чен­ный (все­го 18 дней), в кото­рый непре­мен­но долж­но совер­шать путе­ше­ствие с ико­ной. Посе­му жела­тель­но, что­бы сей срок был уве­ли­чен по край­ней мере четырь­мя дня­ми. Так как к удо­вле­тво­ре­нию про­ше­ния жите­лей горо­да Буя отно­си­тель­но назна­че­ния двух пол­ных суток для пре­бы­ва­ния свя­ты­ни в горо­де Буе глав­ным пре­пят­стви­ем слу­жит огра­ни­чен­ный срок вре­ме­ни (18 дней), в кото­рый долж­но совер­шить­ся путе­ше­ствие с(л. 2) ико­ной и из кото­ро­го на одно соб­ствен­но пере­не­се­ние ико­ны от Костро­мы до Гали­ча, при необ­хо­ди­мых оста­нов­ках в Суди­слав­ле и дру­гих селах и селе­ни­ях, лежа­щих на пути, упо­треб­ля­ет­ся три дня, а на обрат­ном пути от Гали­ча до Костро­мы, когда есть един­ствен­ная воз­мож­ность назна­чать пере­не­се­ние ико­ны чрез город Буй, оста­ет­ся вре­ме­ни толь­ко два дни; при­том вре­мя две­на­дцать дней, назна­чен­ное и для пре­бы­ва­ния св[ятой] ико­ны в Гали­че, ока­за­лось, по опы­ту, недо­ста­точ­ным как для пре­бы­ва­ния ико­ны в 13 церк­вах галич­ских во вре­мя все­нощ­ных бде­ний и литур­гий, так и для удо­вле­тво­ре­ния бла­го­че­сти­вых жела­ний мест­ных жите­лей при­не­се­ни­ем ико­ны в их домы для молит­во­сло­вий; то ока­зы­ва­ет­ся необ­хо­ди­мым помя­ну­тый срок вре­ме­ни уве­ли­чить еще на шесть дней, так, что­бы все путе­ше­ствие с ико­ной про­дол­жа­лось 24 дни вме­сто 18, и имен­но: начи­на­лось сре­дой Пре­по­ло­ве­ния Пять­де­сят­ни­цы, а окан­чи­ва­лось суб­бо­той 7‑й неде­ли по Пятьдесятнице[по Пасхе???], кото­рая (суб­бо­та) и долж­на быть сро­ком воз­вра­ще­ния св[ятой] ико­ны в Костро­му.

Согла­ша­ясь с кон­си­сто­ри­ей о необ­хо(л. 2 об.)димо­сти уве­ли­чить дни пре­бы­ва­ния Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри в горо­дах Гали­че и Буе и назна­чить вме­сто осм­на­дца­ти два­дцать четы­ре дня, имею долг пред­ста­вить о сем на бла­го­усмот­ре­ние и раз­ре­ше­ние Свя­тей­ше­го Пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Сино­да.

Ваше­го Свя­тей­ше­ства

нижай­ший послуш­ник

Пла­тон, епи­скоп Костром­ской и Галич­ский

[Вни­зу листа сле­ва:]

18 декаб­ря 1867 г.

О раз­ре­ше­нии уве­ли­чить срок вре­ме­ни для пере­не­се­ния чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри из горо­да Костро­мы в город Галич и обрат­но чрез город Буй.

(л. 3) – запрос сино­даль­ной кан­це­ля­рии в Костром­скую духов­ную кон­си­сто­рию от 21 фев­ра­ля 1868 года: прось­ба предо­ста­вить копию ука­за Сино­да от 28 июля 1860 года за № 2927.

(л. 4)

[Угло­вой штамп Костром­ской духов­ной кон­си­сто­рии, на нем:]

4 мар­та 1868 года

№ 2466.

В кан­це­ля­рию Свя­тей­ше­го Пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Сино­да.

Вслед­ствие отно­ше­ния кан­це­ля­рии Свя­тей­ше­го Пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Сино­да от 21 фев­ра­ля сего года за № 515, Костром­ская духов­ная кон­си­сто­рия, пре­про­вож­дая при сем копии ука­зов Свя­тей­ше­го Сино­да от 28 июня 1860 года за № 2927 и от 13 янва­ря 1861 года за № 149 по делу о пере­не­се­нии чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри из костром­ско­го кафед­раль­но­го собо­ра в город Галич, име­ет честь объ­яс­нить, что в доне­се­нии Свя­тей­ше­му Сино­ду от 18 декаб­ря 1867 года № 12670 оши­боч­но сде­ла­но ука­за­ние на указ Свя­тей­ше­го Сино­да от 28 июня 1860 года за № 2927 вме­сто ука­за от 13 янва­ря 1861 года за № 149.

Член кон­си­сто­рии свя­щен­ник Геор­гий Лева­шев

Сек­ре­тарь Семен Шир­ский

Сто­ло­на­чаль­ник Ф[?]. Николь­ский

(л. 5)

Копия

[На полях:] № 2927.

Указ Его импе­ра­тор­ско­го вели­че­ства само­держ­ца все­рос­сий­ско­го, из Свя­тей­ше­го Пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Сино­да, Прео­свя­щен­но­му Пла­то­ну, епи­ско­пу Костром­ско­му и Галич­ско­му. По ука­зу Его импе­ра­тор­ско­го вели­че­ства Свя­тей­ший Пра­ви­тель­ству­ю­щий Синод слу­шал дело по прось­бе жите­лей горо­да Костро­мы о недоз­во­ле­нии выно­сить из г. Костро­мы в уез­ды губер­нии Фео­до­ров­скую ико­ну Божия Мате­ри. При­ка­за­ли: Исправ­ля­ю­щий долж­ность костром­ско­го град­ско­го голо­вы 2‑й гиль­дии купец­кий сын Нико­лай Сто­ю­нин и неко­то­рые жите­ли Костро­мы (в чис­ле 155 чело­век) обра­ти­лись в Свя­тей­ший Синод с прось­бой о вос­пре­ще­нии мест­но­му епар­хи­аль­но­му началь­ству раз­ре­шать отправ­ле­ние чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри из горо­да в отда­лен­ные пре­де­лы губер­нии на том осно­ва­нии, что кро­ме раз­лич­ных неудобств, с кото­ры­ми долж­на быть сопря­же­на пере­нос­ка свя­ты­ни на даль­нем рас­сто­я­нии, такие слу­чаи могут повто­рять­ся­весь­ма часто, ибо при сво­бод­ном удо­вле­тво­ре­нии просьб о пере­не­се­нии ико­ны в раз­ные мест­но­сти мно­го най­дет­ся лиц, кото­рые, рас­по­ла­гая силь­ны­ми сред­ства­ми, будут во вся­кое вре­мя испра­ши­вать к себе (л. 5 об.), за сот­ни верст, ико­ну Вла­ды­чи­цы, а меж­ду тем жите­ли Костро­мы, из коих почти каж­дый счи­та­ет свя­щен­ным дол­гом по край­ней мере еди­но­жды в неде­лю посе­тить собор­ный храм, где нахо­дит­ся св[ятая] ико­на, и там испра­ши­вать себе и семей­ству сво­е­му небес­но­го покро­ви­тель­ства, будут оста­вать­ся оси­ро­те­лы­ми; сверх того, по мне­нию про­си­те­лей, истин­ная пре­дан­ность хри­сти­а­ни­на к Бого­ма­те­ри позна­ет­ся не из глас­но­го пуб­лич­но­го к Ней почи­та­ния, а из про­сто­го и по воз­мож­но­сти сокро­вен­но­го от посто­рон­них взо­ров бла­го­го­ве­ния. Пово­дом к тако­во­му хода­тай­ству про­си­те­лей, как объ­яс­не­но в том же про­ше­нии, послу­жи­ло во 1‑х сле­ду­ю­щее обсто­я­тель­ство: в 1858 году, 24 сен­тяб­ря, Фео­до­ров­ская ико­на была пере­но­си­ма, с раз­ре­ше­ния Ваше­го Прео­свя­щен­ства, в Галич­ский уезд, с лиш­ком за 100 верст, буд­то бы по прось­бе какой-то осо­бы, от чего ума­ми и серд­ца­ми всех оси­ро­те­лых жите­лей Костро­мы овла­де­ло уны­ние, неко­то­рые даже пола­га­ли, что Небес­ная Заступ­ни­ца, неис­ход­но при­сут­ство­вав­шая в чер­те горо­да в тече­ние мно­гих сто­ле­тий, не бла­го­во­лит более про­дол­жать Свои щед­ро­ты к жите­лям его, как бы поте­ряв­шим к Ней свое бла­го­го­вей­ней­шее ува­же­ние, и во 2‑х, рас­по­ря­же­ния епар­хи­аль­но­го же началь­ства, сде­лан­ные им еще преж­де, (л. 6) имен­но в мае меся­це того же года, о выно­се озна­чен­ной ико­ны в посад Суди­славль. Ваше Прео­свя­щен­ство, от кото­ро­го тре­бо­ва­лось по озна­чен­но­му про­ше­нию заклю­че­ние, доно­си­те, что осно­ва­ния, побу­див­шие про­си­те­лей к насто­я­ще­му хода­тай­ству, не толь­ко не заслу­жи­ва­ют ува­же­ния, но даже предо­су­ди­тель­ны, а имен­но: а) обсто­я­тель­ство, что (буд­то бы) жите­ли горо­да Костро­мы по пово­ду отправ­ле­ния ико­ны Божи­ей Мате­ри усво­и­ли себе убеж­де­ние, что Небес­ная Заступ­ни­ца, неис­ход­но при­сут­ство­вав­шая в чер­те горо­да в тече­ние мно­гих сто­ле­тий, не бла­го­во­лит более про­дол­жать Свои щед­ро­ты к жите­лям его, как бы поте­ряв­шим к Ней свое бла­го­го­ве­ние, опро­вер­га­ет­ся собы­ти­я­ми; ибо св[ятая]Феодоровская ико­на Божи­ей Мате­ри еже­год­но, с раз­ре­ше­ния Ваше­го Прео­свя­щен­ства, выво­зи­ма была в раз­ные мест­но­сти губер­нии, наприм[ер] в села: Ами­не­во, Сумо­ро­ко­во, в город Суди­славль и дру­гие, и еже­год­но совер­ша­ют­ся с сей ико­ной крест­ные ходы за чер­ты горо­да: 16 авгу­ста в Спа­со­за­пруд­нен­скую цер­ковь, а нака­нуне дня Пяти­де­сят­ни­цы в Ипа­тьев­ский мона­стырь, в кото­ром ико­на в это вре­мя все­гда оста­ет­ся на трое суток; кро­ме того, при­чи­ну сию Ваше Прео­свя­щен­ство при­зна­е­те про­тив­ной пра­во­слав­но­му дог­ма­ти­че­ско­му (л. 6 об.) уче­нию о лице Пре­свя­той Девы Марии и выра­жа­ю­щей гру­бое суе­ве­рие, что буд­то бы при­сут­ствие Божи­ей Мате­ри в каком-либо месте при­вя­за­но к иконе Ея; б) Мысль, что истин­ная пре­дан­ность хри­сти­а­ни­на Бого­ма­те­ри позна­ет­ся не из глас­но­го пуб­лич­но­го к Ней почи­та­ния, а из про­сто­го и по воз­мож­но­сти сокро­вен­но­го от посто­рон­них взо­ров бла­го­го­ве­ния, если бы и была при­зна­на спра­вед­ли­вой, то вре­мен­ное уда­ле­ние св[ятой] ико­ны из Костро­мы нима­ло не пре­пят­ству­ет истин­ной пре­дан­но­сти и сокро­вен­но­му бла­го­го­ве­нию к Божи­ей Мате­ри и со сто­ро­ны про­си­те­лей. Но эта мысль заклю­ча­ет непра­во­слав­ное поня­тие о почи­та­нии Божи­ей Мате­ри. Пра­во­слав­ная Цер­ковь учит, что недо­ста­точ­но одно­го внут­рен­не­го сокро­вен­но­го почи­та­ния Божи­ей Мате­ри, но со внут­рен­ним непре­мен­но долж­но быть соеди­не­но и внеш­нее обще­ствен­ное, имен­но совер­ше­ние обще­ствен­ных слу­же­ний и моле­ний в честь Ея, покло­не­ние Ея св[ятым] ико­нам и проч[ее]; в) выра­жен­ное во всем про­ше­нии неже­ла­ние, что­бы кто-либо дру­гой, кро­ме жите­лей Костро­мы, поль­зо­вал­ся духов­ны­ми дара­ми от чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри, или зависть к духов­ным дарам, неува­жи­тель­но, ибо у Бога нет лице­при­я­тия; Божия Матерь пода­ет (л. 7) мило­сти Свои неоскуд­но всем, с верою и любо­вию при­бе­га­ю­щим к Ней, а зависть к даро­ва­ни­ям духов­ным есть грех про­тив Духа Свя­то­го. Опа­се­ние жите­лей за целость св[ятой] ико­ны и ее укра­ше­ний, при отправ­ле­нии ее в уез­ды губер­нии, неумест­но, ибо по это­му опа­се­нию не над­ле­жа­ло бы выно­сить из собо­ра св[ятую] ико­ну в домы граж­дан и осо­бен­но в при­ход­ские г. Костро­мы церк­ви, в кото­рых она в хра­мо­вые празд­ни­ки оста­ет­ся на сут­ки и ино­гда и на двое, под охра­не­ни­ем мест­но­го прич­та или даже одно­го сто­ро­жа церк­ви. Меж­ду тем как в пути ико­на была сопро­вож­да­е­ма тре­мя чле­на­ми собо­ра и дву­мя лица­ми из при­слу­ги, и кро­ме того при ней нахо­дил­ся неот­луч­но в церк­ви цер­ков­ный ста­ро­ста кафед­раль­но­го собо­ра. Если же когда и где может пред­сто­ять опас­ность или какое-либо затруд­не­ние, то в таком слу­чае и не доз­во­лит­ся брать ико­ну. Нако­нец, д) общий ропот и общее уны­ние жите­лей горо­да по слу­чаю отправ­ле­ния св[ятой] ико­ны из Костро­мы мог­ли бы быть ува­же­ны, если бы дей­стви­тель­но были, но неспра­вед­ли­вость это­го обсто­я­тель­ства обли­ча­ет­ся самым про­ше­ни­ем, оно не под­пи­са­но ни одним чинов­ни­ком, ни одним дво­ря­ни­ном, и из купе­че­ско­го сосло­вия под­пи­са­но толь­ко немно­ги­ми (л. 7 об.)без уча­стия град­ских: голо­вы и думы, при­том никто из про­си­те­лей не спро­сил – с Ваше­го ли доз­во­ле­ния была под­ни­ма­е­ма ико­на и куда, ни один из них ни преж­де, ни после пода­чи про­ше­ния не изъ­явил Вам ни одно­го сло­ва неудо­воль­ствия, или скор­би, или уны­ния по сему делу. Напро­тив, было едва ли не все­об­щее него­до­ва­ние на под­пи­сав­ших про­ше­ние, кото­рые, знав­ши об этом, не реши­лись даже послать сво­ей прось­бы в Свя­тей­ший Синод по почте из лож­но­го опа­се­ния, что­бы она не была удер­жа­на граж­дан­ским началь­ством или бла­го­на­ме­рен­ны­ми граж­да­на­ми. С октяб­ря меся­ца по январь едва ли был хотя один день, в кото­рый бы не явля­лись к Вам лица всех сосло­вий, не толь­ко из Костро­мы, но из всей губер­нии, с изъ­яв­ле­ни­ем само­го силь­но­го него­до­ва­ния про­тив под­пи­сав­ших про­ше­ние как посяг­нув­ших на пра­во свя­щен­ной вла­сти, и живей­ше­го уча­стия к Ваше­му Прео­свя­щен­ству, и чинов­ни­ки и граж­дане горо­да Гали­ча в пись­мен­ной к Вам прось­бе выра­зи­ли по сему слу­чаю свои чув­ства. Разум­ней­шие и луч­шие из купе­че­ско­го сосло­вия неод­но­крат­но изъ­яв­ля­ли Вам глу­бо­кую скорбь, счи­тая для сво­е­го сосло­вия бес­че­сти­ем то про­ше­ние и опа­са­ясь гне­ва Божия за неза­кон­ное вме­ша­тель­ство их собра­тий (л. 8) в дей­ствие свя­щен­ной вла­сти. И дей­стви­тель­но, несчаст­ные слу­чаи, быв­шие с неко­то­ры­ми из под­пи­сав­ших про­ше­ние, мол­вой народ­ной счи­та­ют­ся нака­за­ни­ем Божи­им за их посту­пок. Итак, по мне­нию Ваше­му, нет ни одной ува­жи­тель­ной при­чи­ны к запре­ще­нию выно­сить ико­ну за чер­ту горо­да Костро­мы и в уез­ды Костром­ской губер­нии, напро­тив, есть осно­ва­ния, по коим нель­зя поло­жить сего запре­ще­ния без силь­но­го вол­не­ния народ­но­го и без явно­го вре­да бла­го­че­стию, а имен­но: 1. Два крест­ных хода с Фео­до­ров­ской ико­ной Божи­ей Мате­ри за чер­ту горо­да в Спа­со­за­пруд­нен­скую цер­ковь – место явле­ния св[ятой] ико­ны, и в Ипа­тьев­ский мона­стырь, кото­рые, веро­ят­но, совре­мен­ны само­му явле­нию св[ятой] ико­ны. Мож­но ли уни­что­жить их по неже­ла­нию неко­то­рых людей, води­мых не бла­го­че­сти­ем, но каки­ми-то чуж­ды­ми ему вида­ми, и спра­вед­ли­во ли будет запре­тить при­ни­мать св[ятую] ико­ну в свой дом епар­хи­аль­но­му архи­ерею толь­ко пото­му, что он живет в уез­де, когда может при­нять ее в свой дом каж­дый житель горо­да Костро­мы. 2. Быва­ют слу­чаи обще­ствен­ных бед­ствий, где немед­лен­ным при­ше­стви­ем св[ятой] ико­ны может быть воз­буж­ден и ожив­лен дух народ­ный, как, (л. 8 об.)наприм[ер], было в 1842 г. в Каза­ни по при­не­се­нии из Семи­е­зер­ной пусты­ни Смо­лен­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри по слу­чаю все­об­ще­го уны­ния жите­лей после опу­сто­ши­тель­ных пожа­ров в горо­де. Уже­ли долж­но отнять у костром­ско­го епи­ско­па это силь­ное сред­ство для воз­буж­де­ния и ожив­ле­ния духа бла­го­че­стия и лишить его дра­го­цен­но­го пра­ва быть уте­ши­те­лем наро­да сре­ди бед­ствий? Меж­ду тем как осо­бен­но нуж­но уси­ли­вать духов­ные сред­ства в Костром­ской епар­хии, кото­рая есть, как извест­но, гнез­до рас­коль­ни­ков вся­ко­го вида. 3. В дни радо­сти так­же архи­ерей не име­ет пра­ва не ува­жить хода­тай­ства про­ся­щих доз­во­ле­ния освя­тить их домы чрез при­не­се­ние мест­ной свя­ты­ни. Посе­му в сен­тяб­ре меся­це 1858 г. Ваше Прео­свя­щен­ство не сочли себя в пра­ве отка­зать в доз­во­ле­нии при­нять Фео­до­ров­скую ико­ну Божи­ей Мате­ри не какой-то осо­бе, как несо­вест­ли­во напи­са­но в про­ше­нии, но галич­ско­го деви­чье­го мона­сты­ря игу­ме­нии с сест­ра­ми, ибо нет в Костро­ме ни одно­го чело­ве­ка, кото­рый бы не знал сего. Это было по слу­чаю освя­ще­ния мона­стыр­ско­го хра­ма, кото­рый стро­ил­ся сест­ра­ми око­ло два­дца­ти лет без вся­ких средств, толь­ко по вере их и упо­ва­нию к Гос­по­ду. При­не­се­ние (л. 9) свя­той ико­ны в Галич было истин­ной Пас­хой не толь­ко для сестер мест­ной оби­те­ли, но и для всех граж­дан горо­да и жите­лей окрест­ных селе­ний. Моля­щи­е­ся вся­ко­го зва­ния и воз­рас­та почти не выхо­ди­ли из мона­стыр­ско­го хра­ма, где была постав­ле­на св[ятая] ико­на. В про­дол­же­ние трех дней освя­ще­ния трех при­де­лов, каж­дый раз Ваше Прео­свя­щен­ство око­ло двух часов шли из церк­ви, бла­го­слов­ляя пра­во­слав­ных, кото­рые в самых вос­тор­жен­ных кли­ках изъ­яв­ля­ли бла­го­дар­ность за то, что они видят св[ятую] ико­ну сре­ди сво­е­го горо­да; так уте­ши­тель­но и отрад­но им было видеть в сво­ем горо­де св[ятую] ико­ну, что чинов­ни­ки и граж­дане г. Гали­ча взо­шли к Вам с осо­бым про­ше­ни­ем, что­бы еже­год­но в опре­де­лен­ное вре­мя была при­но­си­ма к ним св[ятая] ико­на. По сим сооб­ра­же­ни­ям Ваше Прео­свя­щен­ство пола­га­е­те: 1. Не долж­но вос­пре­щать костром­ским архи­ере­ям давать доз­во­ле­ние отправ­лять св[ятую]Феодоровскую чудо­твор­ную ико­ну Божи­ей Мате­ри вне чер­ты горо­да и в уез­ды, как в крест­ные ходы от самых древ­них вре­мен быва­ю­щие (в Спа­со­за­пруд­нен­скую цер­ковь и в Ипа­тьев­ский мона­стырь), так и без крест(л. 9 об.)ного хода, по част­ным при­гла­ше­ни­ям, и для воз­буж­де­ния и под­дер­жа­ния духа бла­го­че­стия; но толь­ко что­бы это доз­во­ле­ние было дава­е­мо с долж­ной раз­бор­чи­во­стью и стро­гим вни­ма­ни­ем, с соблю­де­ни­ем всех суще­ству­ю­щих уза­ко­не­ний и так­же над­ле­жа­щих предо­сто­рож­но­стей отно­си­тель­но самой ико­ны и ее укра­ше­ний, что неиз­мен­но досе­ле соблю­да­лось и соблю­да­ет­ся как пред­мест­ни­ка­ми Ваши­ми, так и Вашим Прео­свя­щен­ством. 2. Под­пи­сав­ших про­ше­ние, как обна­ру­жив­ших пред самим Свя­тей­шим Сино­дом суе­вер­ное поня­тие о лице Пресв[ятой] Девы Марии Бого­ро­ди­цы и непра­во­слав­ное уче­ние о почи­та­нии, Ей подо­ба­ю­щем, пору­чить попе­че­нию и настав­ле­нию бла­го­на­деж­ных духов­ных лиц, что­бы они сово­куп­но с мест­ны­ми при­ход­ски­ми свя­щен­ни­ка­ми, духов­ны­ми отца­ми их, пре­по­да­ли им пра­во­слав­ное уче­ние о лице Пре­свя­той Девы Марии Бого­ро­ди­цы, о почи­та­нии, Ей подо­ба­ю­щем, и вну­ши­ли им, что у Божи­ей Мате­ри нет лице­при­я­тия и что Она пода­ет неоскуд­но Свои мило­сти всем, с верою и надеж­дою при­бе­га­ю­щим к Ней; а неже­ла­ние, что­бы (л. 10) и дру­гие, подоб­но нам, поль­зо­ва­лись дара­ми Ея – есть грех про­тив Духа Свя­то­го, кото­рый не оста­вит­ся ни в сей, ни в буду­щий век. Вслед за сим Ваше Прео­свя­щен­ство пред­став­ля­ет на раз­ре­ше­ние Свя­тей­ше­го Сино­да выше­упо­мя­ну­тое хода­тай­ство чинов­ни­ков и граж­дан г. Гали­ча о доз­во­ле­нии им каж­до­год­но при­ни­мать св[ятую]Феодоровскую ико­ну Божи­ей Мате­ри в г. Галич, в галич­ский Пре­об­ра­жен­ский собор, а из него и в домы свои, с обя­зан­но­стью упо­тре­бить с их сто­ро­ны все меры к при­лич­но­му и достой­но­му свя­ты­ни сре­те­нию, сохра­не­нию и про­вож­де­нию св[ятой] ико­ны обрат­но в г. Костро­му, при­со­во­куп­ляя при этом, что со сто­ро­ны костром­ско­го губерн­ско­го началь­ства, рав­но как и галич­ских город­ни­че­ско­го прав­ле­ния и думы, не откры­лось ника­ких рас­по­ря­же­ний преж­не­го вре­ме­ни, пре­пят­ству­ю­щих каж­до­год­но­му пере­не­се­нию чудо­твор­ной ико­ны Бого­ма­те­ри в г. Галич от сре­ды чет­вер­той неде­ли по Пасхе до чет­вер­га шестой неде­ли по Пасхе, что жите­ли г. Гали­ча раз­ных сосло­вий, в том чис­ле 61 чело­век (л. 10 об.) кро­ме тех, кото­рые под­пи­са­лись под про­ше­ни­ем, в под­пис­ке, пре­про­вож­ден­ной в кон­си­сто­рию при отно­ше­нии галич­ско­го город­ни­че­ско­го прав­ле­ния от 21-го октяб­ря за № 2723, изъ­яс­ни­ли, что они име­ют усер­дие при­ни­мать каж­до­год­но ико­ну Фео­до­ров­ской Божи­ей Мате­ри в галич­ский Пре­об­ра­жен­ский собор в пред­по­ло­жен­ное выше вре­мя, т.е. меж­ду днем Пре­по­ло­ве­ния Пяти­де­сят­ни­цы и Воз­не­се­ни­ем Гос­под­ним, и что удо­вле­тво­рить сему бла­го­че­сти­во­му жела­нию граж­дан г. Гали­ча Вы счи­та­е­те весь­ма полез­ным как для под­дер­жа­ния духа бла­го­че­стия в истин­но-пра­во­слав­ных чадах Церк­ви сего горо­да и селе­ний, лежа­щих на пути, так [и] для воз­буж­де­ния усер­дия к Пра­во­сла­вию в зара­жен­ных рас­ко­лом, частью в г. Гали­че и осо­бен­но в лежа­щем на пути к нему г. Суди­слав­ле. Посе­му, соглас­но с заклю­че­ни­ем кон­си­сто­рии, Вы пола­га­ли бы воз­мож­ным учре­дить, в при­лич­ном эки­па­же, пере­не­се­ние явлен­ной чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри из костром­ско­го Успен­ско­го кафед­раль­но­го собо­ра в галич­ский Пре­об­ра­жен­ский собор (л. 11) с сре­ды Пре­по­ло­ве­ния Пяти­де­сят­ни­цы до Неде­ли св[ятых] отец. При­чем Вы нахо­ди­те необ­хо­ди­мым доз­во­лить ико­ну сию из галич­ско­го Пре­об­ра­жен­ско­го собо­ра, по жела­нию свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лей и при­хо­жан, вно­сить и в дру­гие церк­ви г. Гали­ча и част­ные домы жите­лей. При этом Вы пред­ста­ви­ли и про­грам­му самой про­цес­сии пере­не­се­ния св[ятой] ико­ны из Костро­мы в Галич. При­зна­вая заклю­че­ние Ваше, по пово­ду прось­бы жите­лей г. Костро­мы о вос­пре­ще­нии епар­хи­аль­но­му их началь­ству давать доз­во­ле­ние отправ­лять св[ятую]Феодоровскую ико­ну за чер­ту горо­да и в уез­ды губер­нии, при чем не толь­ко не пред­став­ле­но про­си­те­ля­ми ника­ких ува­жи­тель­ных дово­дов в под­креп­ле­ние их хода­тай­ства, но даже обна­ру­же­но поло­жи­тель­ное отсут­ствие поня­тий о хри­сти­ан­ском бого­по­чте­нии, – пра­виль­ным, Свя­тей­ший Синод опре­де­ля­ет: озна­чен­ное про­ше­ние оста­вить без удо­вле­тво­ре­ния, предо­ста­вив Вам каса­тель­но пре­по­да­ния про­си­те­лям, при удоб­ных к тому слу­ча­ях, истин­но­го уче­ния Церк­ви о лице Пре­свя­тыя Девы Марии и (л. 11 об.) почи­та­нии, Ей подо­ба­ю­щем, посту­пить по дол­гу архи­пас­тыр­ско­го слу­же­ния. О чем и объ­явить послед­ним чрез мест­ное губерн­ское прав­ле­ние уста­нов­лен­ным поряд­ком и со взыс­ка­ни­ем сле­ду­ю­щих в каз­ну гер­бо­вых пошлин. Отно­си­тель­но же хода­тай­ства Ваше­го об удо­вле­тво­ре­нии прось­бы граж­дан г. Гали­ча, каса­тель­но учре­жде­ния еже­год­но­го пере­не­се­ния св[ятой]Феодоровской ико­ны Божи­ей Мате­ри из г. Костро­мы в г. Галич на изло­жен­ных Вами осно­ва­ни­ях, и по вни­ма­нию к пред­став­лен­ным Вами ува­же­ни­ям, предо­ста­вить гос­по­ди­ну обер-про­ку­ро­ру Свя­тей­ше­го Сино­да гра­фу Алек­сан­дру Пет­ро­ви­чу Тол­сто­му вой­ти в сно­ше­ние с мини­стром внут­рен­них дел: не встре­тит­ся ли с его сто­ро­ны к тако­во­му пере­не­се­нию, с воз­ло­же­ни­ем при этом вся­кий раз наблю­де­ния за поряд­ком и бла­го­чи­ни­ем в наро­де на обя­зан­ность мест­ной поли­ции, каких-либо пре­пят­ствий, и о после­ду­ю­щем дове­сти до све­де­ния Свя­тей­ше­го Сино­да. Для над­ле­жа­ще­го по сему опре­де­ле­нию испол­не­ния послать Ваше­му (л. 12) Прео­свя­щен­ству указ. Июня 28 дня 1860 года. Под­лин­ный под­пи­са­ли: обер-сек­ре­тарь Олфе­рьев, сек­ре­тарь М. Зама­ра­ев и помощ­ник сек­ре­та­ря кол­леж­ский сек­ре­тарь Говор­ков.

С под­лин­ным вер­но. Чле­ны кон­си­сто­рии:

Про­то­и­е­рей Арсе­ний Пота­пов.

Свя­щен­ник Алек­сандр Нев­ский.

Свя­щен­ник Геор­гий Лева­шев.

[Вни­зу листа под­пись:] Семен Шир­ский.

(л. 13)

Копия

[На полях:] № 149.

Указ Его импе­ра­тор­ско­го вели­че­ства само­держ­ца все­рос­сий­ско­го, из Свя­тей­ше­го Пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Сино­да, Прео­свя­щен­но­му Пла­то­ну, епи­ско­пу Костром­ско­му и Галич­ско­му. По ука­зу Его импе­ра­тор­ско­го вели­че­ства Свя­тей­ший Пра­ви­тель­ству­ю­щий Синод слу­ша­ли пред­ло­же­ние гос­по­ди­на исправ­ляв­ше­го долж­ность обер-про­ку­ро­ра Свя­тей­ше­го Сино­да кня­зя Сер­гия Нико­ла­е­ви­ча Уру­со­ва от 22-го авгу­ста 1860 года за № 5716 о еже­год­ном пере­не­се­нии ико­ны Фео­до­ров­ской Божи­ей Мате­ри из горо­да Костро­мы в город Галич, и по справ­ке

При­ка­за­ли: По вни­ма­нию к бла­го­че­сти­во­му жела­нию жите­ля горо­да Гали­ча и пред­став­лен­ным Вашим Прео­свя­щен­ством и при­знан­ным Свя­тей­шим Сино­дом ува­жи­тель­ны­ми осно­ва­ни­ям, по коим пред­по­ла­га­ет­ся учре­дить еже­год­ное пере­не­се­ние из костром­ско­го кафед­раль­но­го собо­ра в город Галич чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри, а так­же по неиме­нию к сему пре­пят­ствий со сто­ро­ны Мини­стер­ства внут­рен­них дел, раз­ре­шить озна­чен­ное пере­не­се­ние соглас­но хода­тай­ству мест­но­го епар­хи­аль­но­го началь­ства с сре­ды Пре­по­ло­ве­ния Пять­де­сят­ни­цы до Неде­ли св[ятых] отец, доз­во­лив при сем в тече­ние озна­чен­но­го вре­ме­ни изно­сить ту ико­ны по жела­нию свя­щен­но­слу­жи­те­лей и при­хо­жан из Пре­об­ра­жен­ско­го собо­ра и в дру­гие церк­ви горо­да Гали­ча, а рав­но и в част­ные домы жите­лей, с тем что­бы над­зор при этом (л. 13 об.) слу­чае за поряд­ком и бла­го­чи­ни­ем в наро­де каж­дый раз воз­ла­га­ем был на обя­зан­ность мест­ной поли­ции, а наблю­де­ние за сохра­не­ни­ем в пути име­ю­щих­ся на св[ятой] иконе дра­го­цен­ных укра­ше­ний лежа­ло на ответ­ствен­но­сти епар­хи­аль­но­го началь­ства. О чем и послать Ваше­му Прео­свя­щен­ству указ. Янва­ря 13 дня 1861 года. Под­лин­ный под­пи­са­ли: обер-сек­ре­тарь Олфе­рьев, сек­ре­тарь Нена­ро­ко­мов и в долж­но­сти помощ­ни­ка сек­ре­та­ря П. Вла­ди­славлев.

С под­лин­ным вер­но. Чле­ны кон­си­сто­рии:

Про­то­и­е­рей Арсе­ний Пота­пов.

Свя­щен­ник Алек­сандр Нев­ский.

Свя­щен­ник Геор­гий Лева­шев.

Сек­ре­тарь Семен Шир­ский.

(л. 14)

Выпис­ка

В жур­на­ле Свя­тей­ше­го Пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Сино­да 18 мар­та / 4 мая 1868 года под № 5, Свя­тей­ший Пра­ви­тель­ству­ю­щий Синод слу­ша­ли: рапорт Пр[еосвященно]го епи­ско­па Костром­ско­го Пла­то­на от 18 декаб­ря про­шло­го 1867 г. за № 12670, коим вслед­ствие прось­бы жите­лей г. Буя хода­тай­ству­ет, что­бы об остав­ле­нии чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри, на воз­врат­ном пути из Гали­ча в Костро­му, чрез г. Буй, остав­ля­е­ма была в г. Буе на двое суток для покло­не­ния ей и при­гла­ше­ния в домы усерд­ству­ю­щи­ми, хода­тай­ству­ет об уве­ли­че­нии раз­ре­шен­но­го уже Св[ятешим] Сино­дом сро­ка для ноше­ния помя­ну­той ико­ны из костром­ско­го кафед­раль­но­го собо­ра в г. Галич на 6 дней, имен­но: вме­сто 18 восем­на­дца­ти два­дцать четы­ре дня, так что­бы путе­ше­ствие с ико­ной начи­на­лось сре­дой Пре­по­ло­ве­ния Пяти­де­сят­ни­цы и окан­чи­ва­лось суб­бо­той 7‑й неде­ли по Пятидесятнице[по Пасхе???], како­вая суб­бо­та и долж­на быть сро­ком воз­вра­ще­ния св[ятой] ико­ны в Костро­му.

Справ­ка. Св[ятейший] Синод ука­зом от 17 янва­ря 1861 года за № 149 раз­ре­шил, соглас­но хода­тай­ству костром­ско­го епар­хи­аль­но­го началь­ства, еже­год­ное пере­не­се­ние из костром­ско­го кафед­раль­но­го собо­ра в г. Галич чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри с сре­ды Пре­по­ло­ве­ния Пяти­де­сят­ни­цы до Неде­ли св[ятых] отец, доз­во­лив при сем (л. 14 об.) в тече­ние озна­чен­но­го вре­ме­ни выно­сить ту ико­ну по жела­нию свя­щен­но­слу­жи­те­лей и при­хо­жан из Пре­об­ра­жен­ско­го собо­ра и в дру­гие церк­ви г. Гали­ча, а рав­но и в част­ные дома жите­лей.

При­ка­за­ли: Предо­ста­вить г. сино­даль­но­му обер-про­ку­ро­ру вой­ти в сно­ше­ние с г. мини­стром в[нутренних] дел и про­сить его уве­дом­ле­ния, не встре­ча­ет­ся ли со сто­ро­ны вве­рен­но­го ему мини­стер­ства пре­пят­ствий на уве­ли­че­ние сро­ка для пере­не­се­ния чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри из г. Костро­мы в г. Галич и обрат­но чрез г. Буй. Для испол­не­ния по сему пере­дать выпис­ку из это­го жур­на­ла в кан­це­ля­рию обер-про­ку­ро­ра, вме­сте с под­лин­ным рапор­том за № 12670.

Испол­не­но 10 мая 1868 г. за № 5.

(л. 15)

[На блан­ке кан­це­ля­рии обер-про­ку­ро­ра, выше блан­ка­над­пе­чат­ка:] 9 июля 1868

[На бланке:]4 июля 1868 г.

№ 3164.

Свя­тей­ше­му Пра­ви­тель­ству­ю­ще­му Сино­ду

Пред­ло­же­ние.

Министр внут­рен­них дел вслед­ствие сно­ше­ния, сде­лан­но­го с ним по опре­де­ле­нию Свя­тей­ше­го Сино­да от 18 мар­та / 4 мая сего года, уве­дом­ля­ет, что со сто­ро­ны мини­стер­ства не встре­ча­ет­ся пре­пят­ствия к удо­вле­тво­ре­нию хода­тай­ства Прео­свя­щен­но­го Костром­ско­го об уве­ли­че­нии сро­ка для пере­не­се­ния чудо­твор­ной ико­ны Фео­до­ров­ской Божи­ей Мате­ри из г. Костро­мы в г. Галич и обрат­но чрез г. Буй, на 6‑ть дней.

Имею честь пред­ло­жить о сем Свя­тей­ше­му Сино­ду, воз­вра­щая доне­се­ние Прео­свя­щен­но­го Костром­ско­го за № 12670.

За отсут­стви­ем обер-про­ку­ро­ра,

испр[авляющий] д[олжность] това­ри­ща его Юрий Тол­стой

За дирек­то­ра Вос­кре­сен­ский

(л. 16)

Копия

[На полях:] № 1348.

1868 года июля 10 дня. По ука­зу Его импе­ра­тор­ско­го вели­че­ства, Свя­тей­ший Синод слу­ша­ли дело о крест­ном ходе из г. Костро­мы в г. Галич. При­ка­за­ли: Во вни­ма­ние к бла­го­че­сти­во­му жела­нию граж­дан г. Буя, Свя­тей­ший Синод опре­де­ля­ет: соглас­но с хода­тай­ством Прео­свя­щен­но­го Костром­ско­го, раз­ре­шить уве­ли­че­ние сро­ка для пере­не­се­ния чудо­твор­ной ико­ны Фео­до­ров­ской Божи­ей Мате­ри из г. Костро­мы в г. Галич и обрат­но чрез г. Буй на 6 дней. О чем Костром­ско­му Прео­свя­щен­но­му послать указ, а для све­де­ния о насто­я­щем рас­по­ря­же­нии сооб­щить выпис­кой из сего опре­де­ле­ния (л. 16 об.) в кан­це­ля­рию обер-про­ку­ро­ра. Под­лин­ное опре­де­ле­ние под­пи­са­но чле­на­ми Свя­тей­ше­го Сино­да и к испол­не­нию про­пу­ще­но 24 июля.

Про­то­ко­лист (под­пись)

Исп. 26 июля 1868 г. № 2310.

Выпис­ка № 1348.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери