РГИА. Ф. 796. Оп. 58. Д. 83

На хва­ли­тех сти­хи­ры на 4, глас 1.

Хва­ли­мый по мно­же­ству вели­че­ствия Тво­е­го от Небес­ных сил, при­и­ми и от наших брен­ных устен песнь бла­го­да­ре­ния, еже воз­сы­ла­ем Тебе за мно­же­ство щед­рот, ими­же прис­но бла­го­де­е­ши нам, даро­вав Пре­чи­стыя Бого­ма­те­ре ико­ну во утвер­жде­ние, и защи­ще­ние, и спа­се­ние наше.

Вос­тру­бим духов­ною тру­бою пес­ней, раду­ю­ще­ся днесь Гос­по­де­ви, яко пред­ста­тел­ством Мате­ре Сво­ея во бла­го­зна­ме­ни­тый сей празд­ни­ка Ея

(л. 23 об.)

день воз­ве­се­ли не еди­ны костром­ския пре­де­лы, даро­вав ей все­чест­ную ико­ну Ея, но и вся стра­ны оте­че­ствия наше­го обра­до­ва, воз­вед на пре­стол вели­ка­го Миха­и­ла, уми­рив­ша­го ино­гда смя­тен­ную Рос­сию и утвер­див­ша­го бла­го­ден­ствие и сла­ву нашу.

В наро­чи­тый сей празд­ни­ка наше­го день соста­вим бла­го­крас­ны лики, орга­на­ми устен наших про­слав­ля­ю­ще посе­тив­шую град наш чудес­ною Сво­ею ико­ною Бого­ро­ди­цу, Еяже пред­ста­тел­ством пре­кла­ня­емь, Все­выш­ний Вла­ды­ка пода­ет нам со мно­же­ством щед­рот мир и велию милость.

Празд­ну­ю­ще все­чест­ный сей Бого­ма­те­ре празд­ник, да не будем, бра­тие, яко медь зве­ня­щи или ким­вал звя­ца­яй, но да верою живою и оду­шев­ля­ю­щею вся наша дела любо­вию ликов­ству­ем днесь; сице­вое бо ток­мо чество­ва­ние Бого­ма­те­ри и сице­вое сла­во­сло­вие Сыну Ея и Богу наше­му бла­го­при­ят­но есть. Тем­же вся, яже гла­го­лем или деем днесь, верою и любо­вию нам да быва­ют.

Сла­ва и ныне: глас 8.

При­и­ди­те, вси Рос­сий­стии вер­ных собо­ри, вос­пой­те днесь с нами Гос­по­де­ви песнь Бого­крас­ную, про­слав­ля­ю­ще бла­го­де­я­ния и щед­ро­ты Его, яже во бла­го­зна­ме­ни­тый сей празд­ни­ка наше­го день излия не на еди­ну Костро­му, но и на вся стра­ны

(л. 24)

оте­че­ствия наше­го. Се бо внут­рен­ни­ми смя­те­ни­я­ми воз­му­щен­ную ино­гда Рос­сию в день сей уми­ри­ти молит­ва­ми Рожд­шия Его бла­го­из­во­ли, послав ей из гра­да наше­го вели­ка­го кня­зя Миха­и­ла, имже потря­сен­ный пре­стол само­дер­жа­вия в Москве утвер­ди­ся, шата­ния враж­деб­ных оте­че­ствию наше­му зло­де­ев низ­ло­жи­ша­ся, и вся пре­де­лы зем­ли нашея мир и бла­го­ден­ствие вос­при­я­ша, да мы сими выну насла­жда­ю­ще­ся, непре­стан­но хва­лим, бла­го­сло­вим и вели­ча­ем Спа­си­те­ля наше­го, из глу­би­ны души вопи­ю­ще к Нему: о Вла­ды­ко, всех Пре­щед­ре и Все­силне, не пре­стай и ныне про­дол­жа­ти к нам древ­ния оныя Твоя мило­сти, сохра­няя Боже­ствен­ным Тво­им про­мыс­лом баг­ря­но­род­ное потом­ство вели­ка­го она­го мужа, ему­же в день сей скип­т­ры Рос­сий­ска­го цар­ствия вру­чил еси, да под сению она­го в мире и тишине живу­ще, непре­стан­но с Рожд­шею Тя вели­ча­ем.

Сла­во­сло­вие вели­кое и отпуст.

На литур­гии Бла­жен­на обо­их кано­нов песнь 3 и 6. Про­ки­мен, глас 3, песнь Бого­ро­ди­цы: Вели­чит душа Моя Гос­по­да, и воз­ра­до­ва­ся дух Мой о Бозе, Спа­се Моем. Стих: Яко при­з­ре на сми­ре­ние Рабы Сво­ея, се бо от ныне убла­жат Мя вси роди. Апо­стол к Филип­пи­си­ем, зача­ло 240: Алли­лу­иа, глас 6. Сти­хи: Слы­ши, Дщи, и виждь, и при­к­ло­ни ухо Твое:

(л. 24 об.)

Лицу Тво­е­му помо­лят­ся бога­тии люд­стии. Еван­ге­лие от Луки, зача­ло 54. При­ча­стен: Чашу спа­се­ния при­и­му и имя Гос­подне при­зо­ву. Алли­лу­ия, три­жды.

Назна­ме­най. Яко аще сей празд­ник слу­чит­ся во един от дней пост­ных, литур­гиа Пре­ждео­свя­щен­ных, а не Зла­то­ус­та­го поет­ся. Ина­ко же мудр­ству­ю­щии про­тив­но гла­го­лют пра­ви­лом, ими­же пове­ле­но есть кро­ме суб­бо­ты и неде­ли и дне Бла­го­ве­ще­ния во всю свя­тую Четы­ре­де­сят­ни­цу не быти про­ско­ми­дии.

Зри о сем Лаоди­кий­ска­го собо­ра 48 и шеста­го Все­лен­ска­го 52 пра­ви­ла.

Сие при­ме­ча­ние для того здесь при­ла­га­ет­ся, что неко­то­рые из бла­го­го­ве­ю­щих утвер­жда­ют, яко­бы на сей празд­ник над­ле­жит отправ­лять литур­гию Зла­то­ус­та­го, когда оной слу­чит­ся во един от дней пост­ных, срав­ни­вая оный праз­ни­ку Бла­го­ве­ще­ния. Но не над­ле­жит быти тако. Ибо если б сей наш праз­ник срав­нить сле­до­ва­ло дню Бла­го­ве­ще­ния, то б и иныя хра­мо­выя праз­но­ва­ния общим Церк­ви уста­нов­ле­ни­ем, то есть на собо­рех, полу­чи­ли бы сие доз­во­ле­ние и утвер­жде­ние. Но когда о про­чих хра­мо­вых несть учи­не­но доз­во­ле­ния,

(л. 25)

не долж­ни есмы дер­за­ти и о сем, да не явим­ся про­тив­ни­цы цер­ков­но­му пре­де­ло­по­ло­же­нию.

(л. 26 – пустой)

(л. 27)

Повест­во­ва­ние

о чудес­ном явле­нии и при­не­се­нии во град Костро­му чест­на­го Пре­свя­тыя Вла­ды­чи­цы нашея Бого­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Марии обра­за, нари­ца­е­ма­го Фео­до­ров­ска­го, и в кий день праз­но­ва­ти и кем пове­ле­ся. [*]

Когда вос­по­ми­на­ние бла­го­тво­ри­тел­ных дел Божи­их пер­вое есть осно­ва­ние нашей бла­го­дар­но­сти к бла­го­де­яв­ше­му нам Гос­по­ду; то уже сие неоспо­ри­мо есть, что мы сего свя­щен­на­го дол­гу никак испол­нить не можем, ест­ли не будем повто­рять в памя­ти нашей бла­го­де­я­ний, от Него ока­зан­ных нам. Поче­му когда день сей повся­год­но освя­ща­ем мы на тор­же­ствен­ное бла­го­да­ре­ние Хри­сту Гос­по­ду и Пре­не­по­роч­ной Его Мате­ри, за чудес­ное и мило­сти­вое ико­ны Их во гра­де нашем явле­ние; то тем самим обя­зу­ем­ся с лет­ним дня сего воз­вра­ще­ни­ем тор­же­ствен­но вос­по­ми­нать те бла­го­де­я­ния и чуде­са, кото­ры­ми посред­ством сея ико­ны обла­го­де­тель­ство­вал здеш­ния костром­ския пре­де­лы Все­выш­ний про­мысл. Вслед­ствие чего, совер­шая днесь все­чест­ное сие празд­не­ство в радост­ных к бла­го­де­ю­ще­му нам Спа­си­те­лю и Пре­свя­той Его Мате­ри вос­кли­ца­ни­ях, обра­тим, воз­люб­лен­нии, мыс­ли и вни­ма­ние наше к повест­во­ва­нию чуд­ных

[* – На полях при­ме­ча­ние:] Сие повест­во­ва­ние собра­но из Про­ло­га, Древ­ней Рос­сий­ской Исто­рии, кни­ги назы­ва­е­мой Небо новое; и дру­гих хара­тей­ных запи­сок  и хро­но­гра­фов костром­ских.

(л. 27 об.)

оных бла­го­де­я­ний Их, да тем усерд­нее в насто­я­щий день при­не­сем Им жерт­ву досто­долж­ныя бла­го­дар­но­сти. Сие повест­во­ва­ние в ниже­сле­ду­ю­щем подроб­но на память при­ве­дем нам, коли­ких благ вла­де­яй стра­на­ми све­та Гос­подь, чрез хода­тай­ство Сво­ея Мате­ре, спо­до­бил нас, костром­ския пре­де­лы осе­ля­ю­щих. И так с помо­щию Его всту­пим уже в сие пред­ле­жа­щее нам дело.

В тре­ти­е­на­де­сять по Хри­сто­вом Рож­де­стве сто­ле­тие, когда сви­ре­пое на Рос­сию было наше­ствие татар­ско­го царя Батыя, мно­гия оте­че­ства наше­го гра­ды и селе­ния пре­тер­пе­ли раз­зо­ре­ние и опу­сто­ше­ние от убий­ствен­ной руки она­го тиран­на. Сие нещаст­ли­вое при­клю­че­ние кос­ну­ло­ся и гра­да назы­ва­е­ма­го Город­ца, в кото­ром от весма дав­них лет пре­бы­ва­ла сия чудес­ная Бого­ма­те­ре ико­на, о ней­же насто­я­щая повесть нам пред­ле­жит. Но когда сей град с про­чи­ми рос­сий­ски­ми стра­на­ми от Баты­ева пора­же­ния сожжен, раз­зо­рен и почти всех жите­лей сво­их обна­жен был; тогда град Костро­ма со окрест­ны­ми сво­и­ми селе­ни­я­ми, покро­ви­тель­ством Выш­ня­го, сво­бо­ден будучи от раз­зо­ри­тел­ных набе­гов Баты­евых, пре­бы­вал невре­дим в сво­ем бла­го­со­сто­я­нии.

(л. 28)

В тако­вых нашея стра­ны обсто­я­тель­ствах бла­го­во­лил Все­выш­ний, дабы из опу­сто­шен­на­го тата­ра­ми Город­ца про­слав­лен­ный во оном чуде­са­ми помя­ну­тый образ Бого­ма­те­ри пре­не­сен был во мно­го­люд­ный град Костро­му, к наи­вя­щ­шей име­ни Сво­е­го сла­ве, а к защи­ще­нию жите­лей она­го гра­да, истин­ною верою Его почи­та­ю­щих. Ибо когда вла­дел Костро­мою и все­ми окрест­ны­ми ея стра­на­ми бла­го­вер­ный вели­кий князь Васи­лий Яро­сла­вич, про­зы­ва­е­мый Кваш­ня* (кото­рой был сын вели­ко­му вла­ди­мир­ско­му кня­зю Яро­сла­ву Все­во­ло­до­ви­чу, сего име­ни вто­ро­му; род­ной же брат свя­то­му вели­ко­му кня­зю Алек­сан­дру Яро­сла­ви­чу Нев­ско­му), тогда пред­ре­чен­ная Бого­ро­дич­на ико­на из Город­ца во град Костро­му пре­не­се­на была сле­ду­ю­щим обра­зом.

В 1239‑м году от Рож­де­ства Хри­сто­ва в 15 день авгу­ста, то есть в самый празд­ник Успе­ния Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы, мно­ги­ми гра­да

[Вни­зу листа при­ме­ча­ние:]

* Хотя сей вели­кий князь в под­пи­сях ико­ны Фео­до­ров­ской и назы­ва­ет­ся пра­внук свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му; одна­ко сие не спра­вед­ли­во пото­му, что лета явле­ния ико­ны сея при­хо­дят в те самыя годы, когда роди­тель Алек­сандра Нев­ско­го вели­кий князь Яро­слав Все­во­ло­до­вич кня­жил во Вла­ди­ми­ре, а сын его свя­тый Алек­сандр в Вели­ком Нове гра­де. Да и хро­но­граф, нахо­дя­щий­ся в костром­ском Бого­яв­лен­ском мона­сты­ре, кня­зя Васи­лия Костром­ска­го счи­та­ет меж­ду сыно­вья­ми вели­ко­му кня­зю Яро­сла­ву Все­во­ло­до­ви­чу.

(л. 28 об.)

Костро­мы бла­го­го­вей­ны­ми жите­ля­ми виден был помя­ну­тый образ Бого­ро­ди­чен, несом неко­то­рым вои­ном чрез град Костро­му. Кто же был воин сей, отку­ду взял и в кое место пре­но­сил образ оный, о том тогда не извест­но было нико­му из костром­ских обы­ва­те­лей, дон­де­же в после­ду­ю­щий 16 день авгу­ста все сие открыл Гос­подь тако­вым неча­ян­ным слу­ча­ем.

Пред­ре­чен­ный вели­кий князь Васи­лий, когда, по свой­ствен­но­му зна­ме­ни­тым гос­по­дам обык­но­ве­нию, в озна­чен­ное 16 чис­ло авгу­ста выехал за град Костро­му со псо­вою охо­тою на место, зово­мое ныне по реч­ке, тамо про­те­ка­ю­щей, Запруд­ня; тогда, быв на сем пустом и никем не оби­та­е­мом месте и по обы­чаю пустив для лов­ли сво­их псов в лес, тамо нахо­дя­щий­ся, услы­шал вдруг необыч­ное и весма при­туж­ное их лая­ние, из кото­ра­го хотя спер­ва то и заклю­чал он, что псы, конеч­но, уви­дев или уло­вив какое-либо живот­ное, столь сви­реп­ство­ва­ли сво­им лая­ни­ем; одна­ко при­бли­жив­ши­ся к само­му оно­му месту, сверх чая­ния сво­е­го уви­дел во оном лесу на сос­но­вом дре­ве сто­я­щу ико­ну Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы, со изоб­ра­же­ни­ем на ней и Пре­веч­на­го Мла­ден­ца Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Поче­му как вели­кий вождь Изра­и­лев Мои­сей чудес­ным явле­ни­ем

(л. 29)

огня в купине, так и сей вели­кий князь костром­ский неча­ян­ным явле­ни­ем помя­ну­та­го Бого­ро­дич­на обра­за будучи без­мер­но удив­лен, дол­го раз­мыш­лял сам в себе, что бы зна­чи­ло необык­но­вен­ное сие при­клю­че­ние. Потом, из бла­го­го­ве­ния ко свя­тыне слез­ши с коня сво­е­го и сотво­рив несколь­ко покло­нов, спро­вож­да­е­мых молит­вою ко Хри­сту Спа­си­те­лю и Пре­чи­стой Его Мате­ри, неод­но­крат­но поку­шал­ся явив­ший­ся ему помя­ну­тый образ снять со дре­ва соб­ствен­ны­ми рука­ми; но при каж­дом поку­ше­нии к край­не­му сво­е­му удив­ле­нию видел взем­лю­щий­ся от него на высо­ту оный пре­чуд­ный образ. Чего ради, не полу­чив жела­е­ма­го, с поспе­ше­ни­ем воз­вра­тил­ся во град Костро­му, и все про­ис­хо­див­шее рас­ска­зав как духов­ным, так и мир­ским, побуж­дал всех, дабы они как воз­мож­но поско­рее с ним шли на тое место, где явил­ся ему образ Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы.

Тако­вое изве­ще­ние от вели­ка­го кня­зя при­няв­ши, костром­ские жите­ли немед­лен­но со всем гра­да сего духо­вен­ством пред­при­ня­ли крест­ный ход к месту явле­ния оныя чудес­ныя ико­ны. Куда при­шед и все то самым делом уви­дев, что ток­мо преж­де слы­ша­ли от вели­ка­го кня­зя, испол­ни­ли­ся неиз­ре­чен­на­го удив­ле­ния и радо­сти о толь

(л. 29 об.)

стран­ном при­ше­ствии обра­за Бого­ро­дич­на. Но как никто из мир­ских, при­ме­ром кня­зя будучи уве­щан, не смел к сему обра­зу при­сту­пить и при­кос­нут­ся, чтоб ино­гда не постра­дать чего-либо подоб­на­го каз­ням Озы и Озии; [*] того ради про­то­поп гра­да Костро­мы с про­чим духо­вен­ством его раз­су­дил, отпра­вив усерд­ней­шее пред Хри­стом Спа­си­те­лем и Пре­чи­стою Его Мате­рию молит­во­сло­вие, снять со дре­ва оный образ не ины­ми, раз­ве самы­ми их яко свя­щен­ных лиц рука­ми. Что самое когда они по обще­му всех удо­вол­ствию и радо­сти невоз­бран­но испол­ни­ли, то немед­лен­но оны­ми же свя­щен­ны­ми рука­ми сво­и­ми с тор­же­ствен­ным псал­мо­пе­ни­ем пре­нес­ли ико­ну сию из необи­тан­ной той пусты­ни во град свой, в после­до­ва­нии вели­ка­го кня­зя, боляр его и мно­го­чис­лен­на­го наро­да. От кое­го вре­ме­ни даже и до днесь неиз­мен­но начал хра­нит­ся в Костро­ме обы­чай сей, чтою чудес­ную сию ико­ну в крест­ных ходах одни ток­мо гра­да сего свя­щен­ни­ки носи­ли.

Тако­вым свя­то­леп­ным обря­дом учи­нив пре­не­се­ние свя­щен­на­го сего Бого­ма­те­ре обра­за, поста­ви­ли оной в вечер­нее пение в собор­ном гра­да Костро­мы хра­ме, кото­рой из древ­них вре­мен посвя­щен был име­ни

[* – На полях при­ме­ча­ние:] 2 Цар. 6, 7; 1 Пар. 13, 10; 2 Пар. 26, 16 и проч.

(л. 30)

свя­та­го вели­ко­му­че­ни­ка Фео­до­ра Стра­ти­ла­та. А как поут­ру паки при­шел вели­кий князь с духов­ны­ми и мир­ски­ми во храм сей для тор­же­ствен­на­го Хри­сту Спа­си­те­лю и Пре­чи­стой Его Мате­ри бла­го­да­ре­ния; то из собрав­ша­го­ся тамо мно­го­чис­лен­на­го наро­да пред­ста­ли кня­зю и все­му освя­щен­но­му собо­ру выше­по­мя­ну­тые бла­го­го­вей­ные гра­да Костро­мы жите­ли, кото­рые всем еди­но­глас­но сви­де­тел­ство­ва­ли, что они точ­но сию ико­ну в 15 авгу­ста виде­ли­пре­но­си­му чрез град их вои­ном, кото­рой де по при­ме­ча­е­мо­му ими на хра­мо­вой вели­ко­му­че­ни­ка Фео­до­ра Стра­ти­ла­та иконе изоб­ра­же­нию, весма подо­бен ему был. Отку­ду все соглас­но и заклю­чи­ли, что оный чудес­ный Бого­ро­ди­чен образ не иным кем, раз­ве сим вели­ким стра­сто­терп­цем, по бла­го­во­ле­нию Божию, при­не­сен во град Костро­му. По кото­рой при­чине от толе даже до сего дня свя­тая сия Бого­ма­те­ре ико­на и назы­ва­ет­ся Фео­до­ров­ская.

По сем, когда слух во все окрест­ныя пре­де­лы рас­про­стер­ся о чудес­ном явле­нии ико­ны сея; то от всю­ду немед­лен­но сте­ка­ло­ся неиз­чет­ное мно­же­ство наро­да на покло­не­ние сему свя­то­му Бого­ма­те­ри обра­зу; кото­рой тогда еще наи­бо­лее тем про­сла­вил­ся, что при оном бла­го­да­тию Хри­ста Гос­по­да и молит­ва­ми Пре­чи­стой Его Мате­ри мно­гие из одер­жи­мых

(л. 30 об.)

раз­ны­ми болез­ня­ми полу­чи­ли совер­шен­ное здра­вие. А как тако­вая сла­ва ико­ны сея при­влек­ла к ней и остав­ших­ся от убий­ствен­ной Баты­евой руки жите­лей пре­жде­ре­чен­на­го гра­да Город­ца; то они, при­шед в собор­ную гра­да Костро­мы цер­ковь и уви­дя чуд­ный образ сей, всем людем об нем то не без сожа­ле­ния сви­де­тел­ство­ва­ли, что сей образ у них из дав­ных вре­мен до раз­зо­ре­ния Баты­ева нахо­дил­ся и мно­ги­ми чудо­тво­ре­ни­я­ми зна­ме­нит был во всей стране их. Како­вое жите­лей горо­дец­ких сви­де­тел­ство и послу­жи­ло навсе­гда тому дока­за­тел­ством, что чудес­ная сия ико­на свя­тым вели­ко­му­че­ни­ком Фео­до­ром Стра­ти­ла­том из Город­ца пре­не­се­на во град Костро­му к сла­ве Гос­по­да Иису­са Хри­ста и Пре­свя­той Его Мате­ри, а ко освя­ще­нию и обла­го­де­тел­ство­ва­нию костром­ских пре­де­лов, истин­ною верою Бога про­слав­ля­ю­щих. Но дабы тако­вое бла­го­де­я­ние Божие и для после­ду­ю­щих родов было неза­бвен­но, то вели­кий князь Васи­лий Яро­сла­вич раз­су­дил на том месте, где было явле­ние оныя ико­ны, устро­ить мона­стырь и соору­жить храм во имя Спа­со­ва Неру­ко­тво­рен­на­го Обра­за, празд­ну­е­ма­го в 16 день авгу­ста, яко в той день, как выше ска­за­но, было обре­те­ние оныя чудо­твор­ныя ико­ны. И сей мона­стырь пер­вой еще тогда появил­ся на Костро­ме, хотя то

(л. 31)

и не стол­ко пред дру­ги­ми, после его устро­ен­ны­ми, зна­ме­нит был. В наши же вре­ме­на тем особ­ли­во сие место ста­ло быть слав­но, что на оном ныне про­цве­та­ет духов­ное сло­вес­ных наук учи­ли­ще, како­ва­го Костро­ма в преж­ния вре­ме­на еще у себя нигде не име­ла.

По рас­по­ря­же­нии все­го при­над­ле­жа­ще­го к достой­но­му почте­нию помя­ну­той Бого­ро­дич­ной ико­ны, вели­кий князь со все­ми гра­да Костро­мы жите­ли пре­бы­вал в тишине и спо­кой­стве, бла­го­да­ря ток­мо рабост­ным серд­цем Выш­ня­го, что Он во дни его толи­кое низ­по­слал гра­ду Костро­ме бла­го­сло­ве­ние. Одна­ко Пре­муд­ро­му Пра­ви­те­лю све­та угод­но было сие спо­кой­ное костром­ских жите­лей состо­я­ние рас­тво­рить нещаст­ны­ми неко­то­ры­ми при­клю­че­ни­я­ми, слу­жа­щи­ми при том к наи­вя­щ­ше­му их обра­до­ва­нию, а к наи­бол­ше­му помя­ну­та­го Бого­ро­дич­на­го обра­за про­слав­ле­нию. Ибо по про­ше­ствии неко­е­го вре­ме­ни, как постав­ле­на была ико­на сия в собор­ной церк­ви вели­ко­му­че­ни­ка Фео­до­ра Стра­ти­ла­та, вне­зап­ным слу­ча­ем цер­ковь сия (ибо была она дре­вян­ная) со всею сво­ею утва­рию пого­ре­ла. И пото­му как вели­кий князь, так и все костром­ские жите­ли пре­ве­ли­кою печа­лию были объ­яты, мня зго­рев­шу

(л. 31 об.)

в сем пожа­ре и пред­по­мя­ну­тую Бого­ро­дич­ну ико­ну. Но к усу­губ­ле­нию радо­сти их, на тре­тий после пожа­ра день обре­те­на ико­на сия в пепе­ле цер­ков­ном невре­ди­ма от огня; чего ради вели­кий князь со все­ми духов­ны­ми и мир­ски­ми, воз­дав Хри­сту Спа­си­те­лю и Пре­чи­стой Его Мате­ри все­усерд­ное бла­го­да­ре­ние, немед­лен­но пове­лел устро­ить в преж­нее ж вели­ко­му­че­ни­ка Фео­до­ра име­но­ва­ние собор­ную дере­вян­ную цер­ковь; кото­рая когда устро­е­на, всем бла­го­ле­пи­ем снаб­ден­на и по над­ле­жа­ще­му освя­ще­на была, то по пове­ле­нию вели­ка­го кня­зя и пре­жде­ре­чен­ный Бого­ро­ди­чен образ в сию ново­со­здан­ную цер­ковь вне­сен, и во свя­том олта­ре за пре­сто­лом постав­лен был к обще­му всех уте­ше­нию и радо­сти.

В сие вре­мя в дру­гих рос­сий­ских стра­нах сви­реп­ство­ва­ло еще пре­жде­по­мя­ну­тое напа­де­ние Баты­ево, и хотя сие неща­стие чрез дол­гое вре­мя не каса­ло­ся Костро­мы; одна­ко в то вре­мя, когда город Яро­славль тата­ра­ми был пле­нен, в вели­ком мно­же­стве при­шли они Вол­гою рекою и ко гра­ду Костро­ме; но не дохо­дя до она­го за две вер­сты, в мысу нахо­дя­щем­ся меж­ду Вол­гою и Костро­мою рекою, оста­но­ви­ли­ся с тем, чтоб рас­по­ло­жи­ти­ся к пора­же­нию гра­да Костро­мы. Что когда услы­шал вели­кий князь Васи­лий

(л. 32)

Костром­ский; немед­лен­но при­ка­зал собрать вой­ско свое для отра­же­ния сопро­тив­ных. Но ведая, что небол­шое чис­ло вои­нов его мно­го­чис­лен­ным непри­я­те­лям про­ти­во­бор­ство­вать не в состо­я­нии, при­бег­нул со все­ми боля­ры и жите­ля­ми гра­да сво­е­го в пред­ре­чен­ный храм вели­ко­му­че­ни­ка Фео­до­ра со сле­за­ми, про­ся от Гос­по­да Сил помо­щи и покро­ви­тел­ства гра­ду сво­е­му, а при­том под­ра­жая при­ме­ру вели­ка­го вла­ди­мир­ска­го кня­зя Андрея Юрье­ви­ча Бого­люб­ска­го (кото­рой во вре­мя сра­же­ния с сопо­ста­та­ми носил пред собою чудо­твор­ную Вла­ди­мир­скую Бого­ма­те­ри ико­ну, и в при­сут­ствии ея побеж­дал сопро­тив­ных), пове­лел вели­кий князь Васи­лий освя­щен­но­му собо­ру нести пред собою чудо­твор­ную ико­ну Фео­до­ров­скую на место сра­же­ния. А как тол­ко сие татар­ских пол­ков с костром­ски­ми вои­на­ми сра­же­ние нача­ло­ся; то вдруг от свя­щен­ныя оныя ико­ны воз­си­я­ли мол­ние­нос­ныя лучи, кото­рые, уда­ряя на Баты­ево вой­ско, иных из татар совсем осле­пи­ли, а иных в такой страх и тре­пет при­ве­ли, что они друг дру­га меча­ми сво­и­ми уби­вать нача­ли. [*] Како­вое заме­ша­тел­ство в тата­рах, и новое от Бого­ро­дич­ны ико­ны чудо видев вели­кий князь и вой­ско его,

[*– На полях при­ме­ча­ние:] Смот­ри о сем кни­гу, назы­ва­е­мую Новое небо, лист 83 на обо­ро­те.

(л. 32 об.)

бла­го­на­деж­но и радост­но потек­ли в стан сопро­тив­ни­ков сво­их, и пле­нен­ных ими рос­си­ан осво­бо­див от рук их, с радост­ным тор­же­ством воз­вра­ти­ли­ся во град Костро­му, сла­вя и бла­го­да­ря Спа­си­те­ля Иису­са Хри­ста, даро­вав­ша­го им толь слав­ную побе­ду пред­ста­тел­ством Пре­свя­той Его Мате­ри. А дабы тако­вое бла[го]деяние Божие было всем досто­па­мят­но, то вели­кий князь на том месте, где свя­тая оная ико­на Бого­ма­те­ри испу­сти­ла на татар лучи мол­ние­нос­ныя, пове­лел поста­вить крест; и от того вре­ме­ни даже до ныне место сие, яко осо­бен­ным Божи­им при­суд­стви­ем озна­ме­нен­ное, про­зва­лось свя­тое; по кото­ро­му и озе­ро и селе­ние близ она­го места нахо­дя­щи­я­ся и поныне сим же име­нем назы­ва­ют­ся. Может быть, близ сего езе­ра нахо­дя­ще­е­ся дру­гое езе­ро назва­но Мер­ским, пото­му что при оном пога­ные тата­ре про­ти­ву вер­ных опол­ча­ли­ся, и погиб­ли.

Таким обра­зом град Костро­ма, помо­щию Выш­ня­го и молит­ва­ми Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы, осво­бож­ден будучи от наше­ствия ино­пле­мен­ных, оста­вал­ся в покое и тишине чрез нескол­ко вре­ме­ни. Но как в сие покой­ное вре­мя жите­ли гра­да сего нача­ли про­гнев­лять

(л. 33)

Бога умно­же­ни­ем пред Ним сво­их без­за­ко­ний, то Гос­подь Бог, желая побу­дить их к исправ­ле­нию жиз­ни, нака­зал их тако­вым печал­ным при­клю­че­ни­ем, что паки собор­ная свя­та­го вели­ко­му­че­ни­ка Фео­до­ра Стра­ти­ла­та цер­ковь вне­зап­ным пожа­ром вся воз­го­ре­лась. Поче­му все, в пре­ве­ли­ком ужа­се сбе­жав­ши­ся ко хра­му сему, дума­ли, что и пре­жде­ре­чен­ная Бого­ма­те­ри ико­на с про­чи­ми цер­ков­ны­ми веща­ми сго­ре­ла. Но как о сем толи­ка­го сокро­ви­ща лише­нии весь град, во испо­ве­да­нии гре­хов сво­их пред Богом, начал воз­но­сить к небе­сам пла­чев­ный вопль; то вдруг над пла­ме­нем пожа­ра, весь уже храм объ­яв­ша­го, пока­зал­ся на воз­ду­се сто­ящ оный мно­го­чу­дес­ный образ. Что когда все костром­ские жите­ли уви­де­ли; то мня, яко Бог, про­гне­ван­ный гре­ха­ми их, хощет от’яти от них сей види­мой знак Сво­е­го к ним бла­го­во­ле­ния, умно­жи­ли к Нему свои моле­ния, дабы мно­го­чу­дес­ная сия ико­на Бого­ма­те­ри не была во иную стра­ну пре­не­се­на, но во гра­де их к бол­ше­му утвер­жде­нию надеж­ды их на Его покро­ви­тел­ство пре­бы­ва­ла. Како­вым про­ше­ни­ям каю­щих­ся людей внем­ля, Все­выш­ний бла­го­во­лил, дабы оный чуд­ный образ с высо­ты пла­ме­ни сниз­шел на зем­лю

(л. 33 об.)

к ним, неви­ди­мою Его дес­ни­цею под­дер­жим. При чем бла­го­вер­ный князь и вси люди, неопи­сан­ныя испол­нив­ше­ся радо­сти, воз­да­ва­ли Гос­по­ду Богу и Пре­чи­стой Его Мате­ри усерд­ней­шее бла­го­да­ре­ние, а неко­то­рые из них всю нощь пре­про­во­ди­ли в пред­сто­я­нии иконе сей, изли­вая души своя пред толи­ко бла­го­де­яв­шим гра­ду Костро­ме Гос­по­дем.

По сем вели­кий князь пове­лел вско­ре воз­двиг­нуть небол­шую во имя того ж стра­сто­терп­ца Фео­до­ра дере­вян­ную цер­ковь, дабы в ней на некое вре­мя поста­вить чудес­ную оную Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы ико­ну. Ибо после того, как его пове­ле­ни­ем, так и все­го костром­ска­го обще­ства сове­том поло­же­но было, чтоб в Костро­ме для постав­ле­ния сея ико­ны камен­ная собор­ная цер­ковь соору­же­на была, во имя пре­чест­на­го и слав­на­го Успе­ния Пре­чи­стыя Девы, яко на празд­ник сей, как выше ска­за­но, было она­го чудо­твор­на­го обра­за в Костро­му при­не­се­ние; свя­та­го же вели­ко­му­че­ни­ка Фео­до­ра Стра­ти­ла­та была бы при сей собор­ной цер­ковь при­дел­ная. Что все, когда с помо­щию Божи­ею ко обще­му все­го гра­да удо­вол­ствию совер­ши­ло­ся; то при освя­ще­нии вне­се­на и оная Бого­ро­дич­на ико­на в собор­ную Успен­скую цер­ковь и постав­ле­на

(л. 34)

в пер­вом под­ле цар­ских врат месте. От кое­го вре­ме­ни даже и до ныне про­слав­ля­ет­ся чуде­са­ми бла­го­тво­ри­тел­ны­ми всем, кото­рые чув­ствуя нуж­ды свои во истин­ней вере, при­зы­ва­ют Хри­ста Гос­по­да и Пре­чи­стую Его Матерь. Хотя же нам из сих чудес тол­ко те извест­ны, кото­рыя по воз­об­нов­ле­нии оныя ико­ны, быв­шем в 1636‑м году, соде­ва­ли­ся и в костром­ской собор­ной церк­ви запи­са­ны в пове­сти о явле­нии и чуде­сах ея; одна­ко не мож­но сомне­ват­ся, чтоб преж­де она­го году ико­на сия не была оны­ми зна­ме­ни­та, когда оную яко чудо­твор­ную вели­кий госу­дарь царь и всеа Рос­сии само­дер­жец Миха­ил Фео­до­ро­вич и роди­тель его госу­да­рев свя­тей­ший пат­ри­арх Фила­рет Ники­тич в помя­ну­том году гра­мо­та­ми сво­и­ми пове­ле­ли с отлич­ною честию воз­об­но­вить сня­ти­ем с нея преж­ней потем­не­лой оли­фы. А что до наших вре­мен не дошли опи­са­ния всех преж­них от ико­ны сея быв­ших чудес; тому при­чи­ною мог­ло быть не тол­ко небре­же­ние о том собор­на­го кли­ра, но и набе­ги татар­ския, при жиз­ни пре­по­доб­на­го Пав­ла Комел­ска­го [*], мечем и огнем опу­сто­шив­шия град Костро­му; да и дру­гия весма разо­ри­тел­ныя после того,

[*– На полях при­ме­ча­ние:] О сем повест­ву­ет­ся в житии пре­по­доб­на­го Пав­ла при кон­це пове­сти, в [? – неразб.] янну­я­рия 10 дня.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери