На хвалитех стихиры на 4, глас 1.
Хвалимый по множеству величествия Твоего от Небесных сил, приими и от наших бренных устен песнь благодарения, еже возсылаем Тебе за множество щедрот, имиже присно благодееши нам, даровав Пречистыя Богоматере икону во утверждение, и защищение, и спасение наше.
Вострубим духовною трубою песней, радующеся днесь Господеви, яко предстателством Матере Своея во благознаменитый сей праздника Ея
(л. 23 об.)
день возвесели не едины костромския пределы, даровав ей всечестную икону Ея, но и вся страны отечествия нашего обрадова, возвед на престол великаго Михаила, умирившаго иногда смятенную Россию и утвердившаго благоденствие и славу нашу.
В нарочитый сей праздника нашего день составим благокрасны лики, органами устен наших прославляюще посетившую град наш чудесною Своею иконою Богородицу, Еяже предстателством прекланяемь, Всевышний Владыка подает нам со множеством щедрот мир и велию милость.
Празднующе всечестный сей Богоматере праздник, да не будем, братие, яко медь звенящи или кимвал звяцаяй, но да верою живою и одушевляющею вся наша дела любовию ликовствуем днесь; сицевое бо токмо чествование Богоматери и сицевое славословие Сыну Ея и Богу нашему благоприятно есть. Темже вся, яже глаголем или деем днесь, верою и любовию нам да бывают.
Слава и ныне: глас 8.
Приидите, вси Российстии верных собори, воспойте днесь с нами Господеви песнь Богокрасную, прославляюще благодеяния и щедроты Его, яже во благознаменитый сей праздника нашего день излия не на едину Кострому, но и на вся страны
(л. 24)
отечествия нашего. Се бо внутренними смятениями возмущенную иногда Россию в день сей умирити молитвами Рождшия Его благоизволи, послав ей из града нашего великаго князя Михаила, имже потрясенный престол самодержавия в Москве утвердися, шатания враждебных отечествию нашему злодеев низложишася, и вся пределы земли нашея мир и благоденствие восприяша, да мы сими выну наслаждающеся, непрестанно хвалим, благословим и величаем Спасителя нашего, из глубины души вопиюще к Нему: о Владыко, всех Прещедре и Всесилне, не престай и ныне продолжати к нам древния оныя Твоя милости, сохраняя Божественным Твоим промыслом багрянородное потомство великаго онаго мужа, емуже в день сей скиптры Российскаго царствия вручил еси, да под сению онаго в мире и тишине живуще, непрестанно с Рождшею Тя величаем.
Славословие великое и отпуст.
На литургии Блаженна обоих канонов песнь 3 и 6. Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди. Апостол к Филипписием, зачало 240: Аллилуиа, глас 6. Стихи: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое:
(л. 24 об.)
Лицу Твоему помолятся богатии людстии. Евангелие от Луки, зачало 54. Причастен: Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Аллилуия, трижды.
Назнаменай. Яко аще сей праздник случится во един от дней постных, литургиа Преждеосвященных, а не Златоустаго поется. Инако же мудрствующии противно глаголют правилом, имиже повелено есть кроме субботы и недели и дне Благовещения во всю святую Четыредесятницу не быти проскомидии.
Зри о сем Лаодикийскаго собора 48 и шестаго Вселенскаго 52 правила.
Сие примечание для того здесь прилагается, что некоторые из благоговеющих утверждают, якобы на сей праздник надлежит отправлять литургию Златоустаго, когда оной случится во един от дней постных, сравнивая оный празнику Благовещения. Но не надлежит быти тако. Ибо если б сей наш празник сравнить следовало дню Благовещения, то б и иныя храмовыя празнования общим Церкви установлением, то есть на соборех, получили бы сие дозволение и утверждение. Но когда о прочих храмовых несть учинено дозволения,
(л. 25)
не должни есмы дерзати и о сем, да не явимся противницы церковному пределоположению.
(л. 26 – пустой)
(л. 27)
Повествование
о чудесном явлении и принесении во град Кострому честнаго Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии образа, нарицаемаго Феодоровскаго, и в кий день празновати и кем повелеся. [*]
Когда воспоминание благотворителных дел Божиих первое есть основание нашей благодарности к благодеявшему нам Господу; то уже сие неоспоримо есть, что мы сего священнаго долгу никак исполнить не можем, естли не будем повторять в памяти нашей благодеяний, от Него оказанных нам. Почему когда день сей повсягодно освящаем мы на торжественное благодарение Христу Господу и Пренепорочной Его Матери, за чудесное и милостивое иконы Их во граде нашем явление; то тем самим обязуемся с летним дня сего возвращением торжественно воспоминать те благодеяния и чудеса, которыми посредством сея иконы облагодетельствовал здешния костромския пределы Всевышний промысл. Вследствие чего, совершая днесь всечестное сие празднество в радостных к благодеющему нам Спасителю и Пресвятой Его Матери восклицаниях, обратим, возлюбленнии, мысли и внимание наше к повествованию чудных
[* – На полях примечание:] Сие повествование собрано из Пролога, Древней Российской Истории, книги называемой Небо новое; и других харатейных записок и хронографов костромских.
(л. 27 об.)
оных благодеяний Их, да тем усерднее в настоящий день принесем Им жертву достодолжныя благодарности. Сие повествование в нижеследующем подробно на память приведем нам, коликих благ владеяй странами света Господь, чрез ходатайство Своея Матере, сподобил нас, костромския пределы оселяющих. И так с помощию Его вступим уже в сие предлежащее нам дело.
В третиенадесять по Христовом Рождестве столетие, когда свирепое на Россию было нашествие татарского царя Батыя, многия отечества нашего грады и селения претерпели раззорение и опустошение от убийственной руки онаго тиранна. Сие нещастливое приключение коснулося и града называемаго Городца, в котором от весма давних лет пребывала сия чудесная Богоматере икона, о нейже настоящая повесть нам предлежит. Но когда сей град с прочими российскими странами от Батыева поражения сожжен, раззорен и почти всех жителей своих обнажен был; тогда град Кострома со окрестными своими селениями, покровительством Вышняго, свободен будучи от раззорителных набегов Батыевых, пребывал невредим в своем благосостоянии.
(л. 28)
В таковых нашея страны обстоятельствах благоволил Всевышний, дабы из опустошеннаго татарами Городца прославленный во оном чудесами помянутый образ Богоматери пренесен был во многолюдный град Кострому, к наивящшей имени Своего славе, а к защищению жителей онаго града, истинною верою Его почитающих. Ибо когда владел Костромою и всеми окрестными ея странами благоверный великий князь Василий Ярославич, прозываемый Квашня* (которой был сын великому владимирскому князю Ярославу Всеволодовичу, сего имени второму; родной же брат святому великому князю Александру Ярославичу Невскому), тогда предреченная Богородична икона из Городца во град Кострому пренесена была следующим образом.
В 1239‑м году от Рождества Христова в 15 день августа, то есть в самый праздник Успения Пресвятыя Богородицы, многими града
[Внизу листа примечание:]
* Хотя сей великий князь в подписях иконы Феодоровской и называется правнук святому Александру Невскому; однако сие не справедливо потому, что лета явления иконы сея приходят в те самыя годы, когда родитель Александра Невского великий князь Ярослав Всеволодович княжил во Владимире, а сын его святый Александр в Великом Нове граде. Да и хронограф, находящийся в костромском Богоявленском монастыре, князя Василия Костромскаго считает между сыновьями великому князю Ярославу Всеволодовичу.
(л. 28 об.)
Костромы благоговейными жителями виден был помянутый образ Богородичен, несом некоторым воином чрез град Кострому. Кто же был воин сей, откуду взял и в кое место преносил образ оный, о том тогда не известно было никому из костромских обывателей, дондеже в последующий 16 день августа все сие открыл Господь таковым нечаянным случаем.
Предреченный великий князь Василий, когда, по свойственному знаменитым господам обыкновению, в означенное 16 число августа выехал за град Кострому со псовою охотою на место, зовомое ныне по речке, тамо протекающей, Запрудня; тогда, быв на сем пустом и никем не обитаемом месте и по обычаю пустив для ловли своих псов в лес, тамо находящийся, услышал вдруг необычное и весма притужное их лаяние, из котораго хотя сперва то и заключал он, что псы, конечно, увидев или уловив какое-либо животное, столь свирепствовали своим лаянием; однако приближившися к самому оному месту, сверх чаяния своего увидел во оном лесу на сосновом древе стоящу икону Пресвятыя Богородицы, со изображением на ней и Превечнаго Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Почему как великий вождь Израилев Моисей чудесным явлением
(л. 29)
огня в купине, так и сей великий князь костромский нечаянным явлением помянутаго Богородична образа будучи безмерно удивлен, долго размышлял сам в себе, что бы значило необыкновенное сие приключение. Потом, из благоговения ко святыне слезши с коня своего и сотворив несколько поклонов, спровождаемых молитвою ко Христу Спасителю и Пречистой Его Матери, неоднократно покушался явившийся ему помянутый образ снять со древа собственными руками; но при каждом покушении к крайнему своему удивлению видел вземлющийся от него на высоту оный пречудный образ. Чего ради, не получив желаемаго, с поспешением возвратился во град Кострому, и все происходившее рассказав как духовным, так и мирским, побуждал всех, дабы они как возможно поскорее с ним шли на тое место, где явился ему образ Пресвятыя Богородицы.
Таковое извещение от великаго князя принявши, костромские жители немедленно со всем града сего духовенством предприняли крестный ход к месту явления оныя чудесныя иконы. Куда пришед и все то самым делом увидев, что токмо прежде слышали от великаго князя, исполнилися неизреченнаго удивления и радости о толь
(л. 29 об.)
странном пришествии образа Богородична. Но как никто из мирских, примером князя будучи увещан, не смел к сему образу приступить и прикоснутся, чтоб иногда не пострадать чего-либо подобнаго казням Озы и Озии; [*] того ради протопоп града Костромы с прочим духовенством его разсудил, отправив усерднейшее пред Христом Спасителем и Пречистою Его Материю молитвословие, снять со древа оный образ не иными, разве самыми их яко священных лиц руками. Что самое когда они по общему всех удоволствию и радости невозбранно исполнили, то немедленно оными же священными руками своими с торжественным псалмопением пренесли икону сию из необитанной той пустыни во град свой, в последовании великаго князя, боляр его и многочисленнаго народа. От коего времени даже и до днесь неизменно начал хранится в Костроме обычай сей, чтою чудесную сию икону в крестных ходах одни токмо града сего священники носили.
Таковым святолепным обрядом учинив пренесение священнаго сего Богоматере образа, поставили оной в вечернее пение в соборном града Костромы храме, которой из древних времен посвящен был имени
[* – На полях примечание:] 2 Цар. 6, 7; 1 Пар. 13, 10; 2 Пар. 26, 16 и проч.
(л. 30)
святаго великомученика Феодора Стратилата. А как поутру паки пришел великий князь с духовными и мирскими во храм сей для торжественнаго Христу Спасителю и Пречистой Его Матери благодарения; то из собравшагося тамо многочисленнаго народа предстали князю и всему освященному собору вышепомянутые благоговейные града Костромы жители, которые всем единогласно свидетелствовали, что они точно сию икону в 15 августа виделипреносиму чрез град их воином, которой де по примечаемому ими на храмовой великомученика Феодора Стратилата иконе изображению, весма подобен ему был. Откуду все согласно и заключили, что оный чудесный Богородичен образ не иным кем, разве сим великим страстотерпцем, по благоволению Божию, принесен во град Кострому. По которой причине от толе даже до сего дня святая сия Богоматере икона и называется Феодоровская.
По сем, когда слух во все окрестныя пределы распростерся о чудесном явлении иконы сея; то от всюду немедленно стекалося неизчетное множество народа на поклонение сему святому Богоматери образу; которой тогда еще наиболее тем прославился, что при оном благодатию Христа Господа и молитвами Пречистой Его Матери многие из одержимых
(л. 30 об.)
разными болезнями получили совершенное здравие. А как таковая слава иконы сея привлекла к ней и оставшихся от убийственной Батыевой руки жителей преждереченнаго града Городца; то они, пришед в соборную града Костромы церковь и увидя чудный образ сей, всем людем об нем то не без сожаления свидетелствовали, что сей образ у них из давных времен до раззорения Батыева находился и многими чудотворениями знаменит был во всей стране их. Каковое жителей городецких свидетелство и послужило навсегда тому доказателством, что чудесная сия икона святым великомучеником Феодором Стратилатом из Городца пренесена во град Кострому к славе Господа Иисуса Христа и Пресвятой Его Матери, а ко освящению и облагодетелствованию костромских пределов, истинною верою Бога прославляющих. Но дабы таковое благодеяние Божие и для последующих родов было незабвенно, то великий князь Василий Ярославич разсудил на том месте, где было явление оныя иконы, устроить монастырь и сооружить храм во имя Спасова Нерукотвореннаго Образа, празднуемаго в 16 день августа, яко в той день, как выше сказано, было обретение оныя чудотворныя иконы. И сей монастырь первой еще тогда появился на Костроме, хотя то
(л. 31)
и не столко пред другими, после его устроенными, знаменит был. В наши же времена тем особливо сие место стало быть славно, что на оном ныне процветает духовное словесных наук училище, каковаго Кострома в прежния времена еще у себя нигде не имела.
По распоряжении всего принадлежащего к достойному почтению помянутой Богородичной иконы, великий князь со всеми града Костромы жители пребывал в тишине и спокойстве, благодаря токмо рабостным сердцем Вышняго, что Он во дни его толикое низпослал граду Костроме благословение. Однако Премудрому Правителю света угодно было сие спокойное костромских жителей состояние растворить нещастными некоторыми приключениями, служащими при том к наивящшему их обрадованию, а к наиболшему помянутаго Богородичнаго образа прославлению. Ибо по прошествии некоего времени, как поставлена была икона сия в соборной церкви великомученика Феодора Стратилата, внезапным случаем церковь сия (ибо была она древянная) со всею своею утварию погорела. И потому как великий князь, так и все костромские жители превеликою печалию были объяты, мня згоревшу
(л. 31 об.)
в сем пожаре и предпомянутую Богородичну икону. Но к усугублению радости их, на третий после пожара день обретена икона сия в пепеле церковном невредима от огня; чего ради великий князь со всеми духовными и мирскими, воздав Христу Спасителю и Пречистой Его Матери всеусердное благодарение, немедленно повелел устроить в прежнее ж великомученика Феодора именование соборную деревянную церковь; которая когда устроена, всем благолепием снабденна и по надлежащему освящена была, то по повелению великаго князя и преждереченный Богородичен образ в сию новосозданную церковь внесен, и во святом олтаре за престолом поставлен был к общему всех утешению и радости.
В сие время в других российских странах свирепствовало еще преждепомянутое нападение Батыево, и хотя сие нещастие чрез долгое время не касалося Костромы; однако в то время, когда город Ярославль татарами был пленен, в великом множестве пришли они Волгою рекою и ко граду Костроме; но не доходя до онаго за две версты, в мысу находящемся между Волгою и Костромою рекою, остановилися с тем, чтоб расположитися к поражению града Костромы. Что когда услышал великий князь Василий
(л. 32)
Костромский; немедленно приказал собрать войско свое для отражения сопротивных. Но ведая, что неболшое число воинов его многочисленным неприятелям противоборствовать не в состоянии, прибегнул со всеми боляры и жителями града своего в предреченный храм великомученика Феодора со слезами, прося от Господа Сил помощи и покровителства граду своему, а притом подражая примеру великаго владимирскаго князя Андрея Юрьевича Боголюбскаго (которой во время сражения с сопостатами носил пред собою чудотворную Владимирскую Богоматери икону, и в присутствии ея побеждал сопротивных), повелел великий князь Василий освященному собору нести пред собою чудотворную икону Феодоровскую на место сражения. А как толко сие татарских полков с костромскими воинами сражение началося; то вдруг от священныя оныя иконы возсияли молниеносныя лучи, которые, ударяя на Батыево войско, иных из татар совсем ослепили, а иных в такой страх и трепет привели, что они друг друга мечами своими убивать начали. [*] Каковое замешателство в татарах, и новое от Богородичны иконы чудо видев великий князь и войско его,
[*– На полях примечание:] Смотри о сем книгу, называемую Новое небо, лист 83 на обороте.
(л. 32 об.)
благонадежно и радостно потекли в стан сопротивников своих, и плененных ими россиан освободив от рук их, с радостным торжеством возвратилися во град Кострому, славя и благодаря Спасителя Иисуса Христа, даровавшаго им толь славную победу предстателством Пресвятой Его Матери. А дабы таковое бла[го]деяние Божие было всем достопамятно, то великий князь на том месте, где святая оная икона Богоматери испустила на татар лучи молниеносныя, повелел поставить крест; и от того времени даже до ныне место сие, яко особенным Божиим присудствием ознамененное, прозвалось святое; по которому и озеро и селение близ онаго места находящияся и поныне сим же именем называются. Может быть, близ сего езера находящееся другое езеро названо Мерским, потому что при оном поганые татаре противу верных ополчалися, и погибли.
Таким образом град Кострома, помощию Вышняго и молитвами Пресвятыя Богородицы, освобожден будучи от нашествия иноплеменных, оставался в покое и тишине чрез несколко времени. Но как в сие покойное время жители града сего начали прогневлять
(л. 33)
Бога умножением пред Ним своих беззаконий, то Господь Бог, желая побудить их к исправлению жизни, наказал их таковым печалным приключением, что паки соборная святаго великомученика Феодора Стратилата церковь внезапным пожаром вся возгорелась. Почему все, в превеликом ужасе сбежавшися ко храму сему, думали, что и преждереченная Богоматери икона с прочими церковными вещами сгорела. Но как о сем толикаго сокровища лишении весь град, во исповедании грехов своих пред Богом, начал возносить к небесам плачевный вопль; то вдруг над пламенем пожара, весь уже храм объявшаго, показался на воздусе стоящ оный многочудесный образ. Что когда все костромские жители увидели; то мня, яко Бог, прогневанный грехами их, хощет от’яти от них сей видимой знак Своего к ним благоволения, умножили к Нему свои моления, дабы многочудесная сия икона Богоматери не была во иную страну пренесена, но во граде их к болшему утверждению надежды их на Его покровителство пребывала. Каковым прошениям кающихся людей внемля, Всевышний благоволил, дабы оный чудный образ с высоты пламени снизшел на землю
(л. 33 об.)
к ним, невидимою Его десницею поддержим. При чем благоверный князь и вси люди, неописанныя исполнившеся радости, воздавали Господу Богу и Пречистой Его Матери усерднейшее благодарение, а некоторые из них всю нощь препроводили в предстоянии иконе сей, изливая души своя пред толико благодеявшим граду Костроме Господем.
По сем великий князь повелел вскоре воздвигнуть неболшую во имя того ж страстотерпца Феодора деревянную церковь, дабы в ней на некое время поставить чудесную оную Пресвятыя Богородицы икону. Ибо после того, как его повелением, так и всего костромскаго общества советом положено было, чтоб в Костроме для поставления сея иконы каменная соборная церковь сооружена была, во имя пречестнаго и славнаго Успения Пречистыя Девы, яко на праздник сей, как выше сказано, было онаго чудотворнаго образа в Кострому принесение; святаго же великомученика Феодора Стратилата была бы при сей соборной церковь приделная. Что все, когда с помощию Божиею ко общему всего града удоволствию совершилося; то при освящении внесена и оная Богородична икона в соборную Успенскую церковь и поставлена
(л. 34)
в первом подле царских врат месте. От коего времени даже и до ныне прославляется чудесами благотворителными всем, которые чувствуя нужды свои во истинней вере, призывают Христа Господа и Пречистую Его Матерь. Хотя же нам из сих чудес толко те известны, которыя по возобновлении оныя иконы, бывшем в 1636‑м году, содевалися и в костромской соборной церкви записаны в повести о явлении и чудесах ея; однако не можно сомневатся, чтоб прежде онаго году икона сия не была оными знаменита, когда оную яко чудотворную великий государь царь и всеа России самодержец Михаил Феодорович и родитель его государев святейший патриарх Филарет Никитич в помянутом году грамотами своими повелели с отличною честию возобновить снятием с нея прежней потемнелой олифы. А что до наших времен не дошли описания всех прежних от иконы сея бывших чудес; тому причиною могло быть не толко небрежение о том соборнаго клира, но и набеги татарския, при жизни преподобнаго Павла Комелскаго [*], мечем и огнем опустошившия град Кострому; да и другия весма разорителныя после того,
[*– На полях примечание:] О сем повествуется в житии преподобнаго Павла при конце повести, в [? – неразб.] яннуярия 10 дня.