РГИА. Ф. 796. Оп. 58. Д. 83

(л. 34 об.)

в раз­ныя вре­ме­на быв­шия сему гра­ду при­клю­че­ния удоб­но мог­ли так истре­бить подроб­ней­шия опи­са­ния чудес Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы, что мы теперь об оных в безъ­из­вест­но­сти оста­ем­ся.

При сем не долж­ны мы здесь и того мол­ча­ни­ем прейти, что хотя, как выше ска­за­но, при­не­се­ние во град Костро­му вели­ко­му­че­ни­ком Фео­до­ром ико­ны сея в 15 день, а явле­ние ея вели­ко­му кня­зю в 16 чис­ло авгу­ста после­до­ва­ло; одна­ко празд­но­ва­ние обо­их от дней бла­го­по­луч­на­го само­дер­жав­ство­ва­ния бла­го­че­сти­вей­ша­го госу­да­ря царя и вели­ка­го кня­зя Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча пре­не­се­но на 14 мар­та, по при­чине тако­вой, что в день сей Выш­ня­го бла­го­сло­ве­ни­ем и пред­ста­тел­ством Пре­чи­стой Его Мате­ри, по избра­нию все­го рос­сий­ска­го обще­ства, в Костро­ме воз­ве­ден был на все­рос­сий­ский пре­стол помя­ну­тый вели­кий госу­дарь Миха­ил Фео­до­ро­вич. А как сие воз­ве­де­ние не тол­ко в веч­ную сла­ву Костро­ме послу­жи­ло; но и всей Рос­сии, кото­рая извест­ны­ми при Году­но­ве и Отре­пье­ве быв­ши­ми смя­те­ни­я­ми в конец почти разо­ри­ла­ся, бла­го­ден­ствие и тиши­ну воз­вра­ти­ло; того ради вели­кий оный госу­дарь и пове­лел, дабы к неза­бвен­но­му сего вели­ка­го

(л. 35)

бла­го­де­я­ния Божия озна­ме­но­ва­нию осо­бен­ным празд­но­ва­ни­ем про­слав­ля­е­мы были в 14 день мар­та чуде­са Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы, мно­го­це­леб­ною ико­ною Ея совер­шив­ши­я­ся. Преж­де же она­го бла­го­зна­ме­ни­та­го собы­тия опре­де­лен ли был какий-либо извест­ный в году день для празд­ни­ка при­не­се­ния и явле­ния оныя чудо­твор­ныя ико­ны, о том мы ника­ко­го изве­стия от древ­но­сти не име­ем. Или, как думать мож­но, сим после­до­вав­шим от вели­ка­го монар­ха опре­де­ле­ни­ем оное преж­нее уста­нов­ле­ние загла­ди­ло­ся. Да и то веро­ят­но, что как служ­бы на явле­ние сея свя­тей­шия ико­ны издан­ной и напе­ча­тан­ной не было, то и утвер­жден­на­го праз­но­ва­ния не име­ло­ся. Одна­ко в шестый наде­сять день авгу­ста и поныне, при состав­ле­нии праз­ни­ка Неру­ко­тво­рен­но­му Обра­зу Гос­под­ню, быва­ет крест­ное хож­де­ние в Запру­ден­ский мона­стырь, на коем месте, как в пове­сти ска­за­но, явле­ние ико­ны вели­ко­му кня­зю Васи­лию откры­ло­ся. Поче­му и оныя чудо­твор­ныя ико­ны бла­го­го­вей­ное ноше­ние к тому месту и празд­но­ва­нию повся­год­но быва­ет при мно­го­люд­ном собра­нии. Из кое­го обык­но­ве­ния и заклю­ча­ет­ся, что в сей день быва­ло издрев­ле празд­не­ствен­ное вос­по­ми­на­ние толь зна­ме­ни­та­го

(л. 35 об.)

явле­ния, явле­ния же не про­сто­му како­му чело­ве­ку, но само­му стра­ны сея обла­да­те­лю, вели­ко­му кня­зю и благоговей[ней]шему бого­по­чи­та­те­лю. Да ина­че, если б ника­ко­ва­го праз­но­ва­ни­ем вос­по­ми­на­ния о явле­нии сем чине­но не было, удоб­но б забве­нию, не ток­мо день она­го, но и самое то чудес­ное откры­тие, было ль оно и кому было, пре­да­ло­ся. А как сохра­не­но нахо­дит­ся, да еще извест­ней­шым обра­зом, до поз­ных нашых вре­мен сие сокро­ви­ще неза­бвен­ным; сле­до­ва­тел­но, было тор­же­ствен­но вос­по­ми­на­е­мо толь вели­кое бла­го­де­я­ние Твор­ца наше­го ко гра­ду сему.

В про­чем мы, костром­ския обы­ва­те­ли, из все­го выше­ска­зан­на­го пони­мая осо­бен­ное о гра­де нашем Божие бла­го­во­ле­ние, посред­ством ико­ны сея нам открыв­ше­е­ся, долж­ны не еди­ны уста к про­слав­ле­нию щед­рот Его, но и серд­ца наши к угод­но­му Его пре­свя­той воле слу­же­нию обра­тить; да тако будучи внут­рен­но к Нему рас­по­ло­же­ны, воз­мо­жем пре­кло­ни­ти бла­гость Его не ток­мо к про­дол­же­нию преж­них, но и ко умно­же­нию новых бла­го­де­я­ний, како­выя нам от Него хода­тай­ству­ет пред­ста­тел­ство Пре­не­по­роч­ной Его Мате­ри. Аминь.

(л. 36)

Крат­кое изъ­яв­ле­ние неко­то­рых чудес при чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской иконе, соде­яв­ших­ся от дней воз­об­нов­ле­ния ея, зна­ча­ща­го­ся в пред­по­ло­жен­ном сему повест­во­ва­нии, собран­ное из костром­ских собор­ных запи­сок. [*]

1) Как по выше­озна­чен­ном воз­об­нов­ле­нии чудо­твор­ный Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы образ при тор­же­ствен­ном все­го костром­ска­го духо­вен­ства сла­во­сло­вии во свое место в 1636‑м году маия 4 дня постав­лен был; то нахо­див­ший­ся тогда в неис­чет­ном мно­же­стве наро­да юно­ша име­нем Мои­сей во мгно­ве­нии ока полу­чил совер­шен­ное здра­вие от обдер­жав­шей его чрез восемь лет болез­ни, ппри­чине кото­рой все тело его необык­но­вен­ною опу­хо­лью и стру­па­ми было покры­то. Сие чудес­ное его исце­ле­ние было при ипатском архи­манд­ри­те Тихоне и костром­ском про­то­по­пе Фео­до­ре.

2) По сем того ж 1636 году маия в 7 день некая кре­стьян­ка Чудо­ва мона­сты­ря Анто­ни­на, полу­чив от болез­ни пле­ву, закрыв­шую очи ея, когда при исправ­ле­нии обе­тов сво­их пред помя­ну­тым чудо­твор­ным обра­зом по обык­но­ве­нию при­ло­жи­ла­ся к нему; то совер­шен­ное

[* – На полях при­ме­ча­ние:] Смот­ри стран[ицу] 8. [Име­ет­ся в виду внут­рен­няя нуме­ра­ция это­го тек­ста]

(л. 36 об.)

зре­ние и исце­ле­ние очей сво­их, молит­ва­ми Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы, свы­ше при­я­ла.

3) Того ж года и меся­ца в 9 день костром­ска­го куп­ца Савел­лия Домер­ни­ко­ва жена Ири­на, быв чрез некое  мучи­ма от диа­во­ла, когда при­шла в собор­ную цер­ковь и услы­ша­ла во Еван­ге­лии что­мы сии о Хри­сте сло­ве­са: при­и­до­ша послу­ша­ти Его и исце­ли­ти­ся от недуг сво­их, и страж­ду­щии от дух нечи­стых исце­ля­ху­ся, яко сила от него исхож­да­ше и исце­ля­ше вся; то вдруг нечи­стый дух, в сей жене гнез­див­ший­ся, пере­стал мучить ее. А как она по литур­гии к чудо­твор­ной иконе при­ло­жи­ла­ся; то лука­вый демон, в виде смрад­на­го дыма изшед из нея, навсе­гда оста­вил ее сво­бод­ну и здра­ву.

4) Того ж года и меся­ца в 11 день деви­ца некая име­нем Парас­ке­ва, быв­ши сле­по­тою чрез два года одер­жи­ма, когда во мно­го­чис­лен­ном наро­де со отцем и сосед­ми сво­и­ми покла­ня­ла­ся пред чудо­твор­ною ико­ною Бого­ма­те­ри; то молит­ва­ми Ея немед­лен­но полу­чи­ла от Бога совер­шен­ное при всех, тогда в собор­ной церк­ви быв­ших, про­зре­ние.

5) Того ж году и меся­ца в 29 день горо­да Костро­мы посад­ской чело­век Иосиф

(л. 37)

Савел­ли­ев по про­зва­нию Небес­ни­ков, стра­дав шеснат­цать лет паду­чею болез­нию, когда с досто­долж­ным усер­ди­ем пред помя­ну­тою ико­ною совер­шал моле­ния своя; то с она­го вре­ме­ни совер­шен­но сво­бо­дил­ся от того зла­го при­пад­ка.

6) Того ж года иуния в 1 [?] день Костром­ска­го уез­ду пого­ста Саме­ти свя­щен­ни­ка Иоан­на внук Иоаким одер­жим быв ново­ме­сяч­ным бес­но­ва­ни­ем, когда в костром­скую собор­ную цер­ковь при­ве­ден был роди­те­ля­ми сво­и­ми пред чудо­твор­ную Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы ико­ну; то по обык­но­вен­но­му пред нею совер­ше­нии молеб­на­го пения и окроп­ле­нии свя­щен­ною водою, совер­шен­но оздра­вел.

7) Того ж году и меся­ца в 11 день горо­да Костро­мы посад­ска­го чело­ве­ка Фео­до­ра овчин­ни­ка жена Тати­а­на, стра­дав от беса чрез два года и пять меся­цов, когда в сно­ви­де­нии уви­де­ла явив­шу­ю­ся ей Пре­свя­тую Бого­ро­ди­цу, пове­лев­шую при­ти сей жене в собор­ную цер­ковь с надеж­дою исце­ле­ния; то она, испол­нив сие пове­ле­ние, совер­шен­но от мучи­тел­ства диа­во­ля осво­бо­ди­ла­ся.

8) Того ж году и меся­ца в 15 день костром­ска­го Бого­яв­лен­ска­го мона­сты­ря слу­жи­те­ля Иоси­фа дочь Фоти­ния, быв

(л. 37 об.)

чрез три года все­ми жила­ми раз­слаб­ле­на, по отправ­ле­нии молеб­на пред чудо­твор­ным Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы обра­зом, при собра­нии мно­го­чис­лен­на­го наро­да вдруг вста­ла сама на свои ноги, и при­ло­жив­ши­ся к оно­му обра­зу, совер­шен­но телом укре­пи­ла­ся.

9) Того ж году и меся­ца в 24 день костром­ска­го куп­ца Фео­до­та Ива­но­ва по про­зва­нью Тру­би­на сын, име­нем Иоаким, стра­дав чрез три года паду­чею болез­нию, по при­не­се­нии от отца его молитв ко Пре­свя­тей Бого­ро­ди­це пред чудо­твор­ным Ея обра­зом, навсе­гда исце­лил­ся от она­го люта­го при­пад­ка. Чего ради помя­ну­тый отец его Фео­дот по вся Бого­ро­дич­ныя празд­ни­ки при­хо­дил в собор­ную цер­ковь для бла­го­да­ре­ния Пре­свя­тей Бого­ро­ди­це.

10) Того ж года и меся­ца в 25 день горо­да Костро­мы одно­го ремес­лен­ни­ка име­нем Васи­лия жена Мат­ро­на, по при­клю­чив­шей­ся ей скор­би, чрез две неде­ли не вла­де­ла пра­вою рукою. А как по отправ­ле­нии молеб­на­го пения пред чудо­твор­ною ико­ною, при­кла­ды­ва­я­ся к ней, при­кос­ну­ла­ся оною бол­ною рукою; то вдруг сия рука ея, полу­чив нату­рал­ное дви­же­ние, в совер­шен­ном здра­вии оста­ла­ся, к пре­ве­ли­ко­му всех тогда сие чудо видев­ших удив­ле­нию.

11) 1637 году меся­ца авгу­ста в 10 день

(л. 38)

вот­чи­ны Тро­иц­ка­го Ипатска­го мона­сты­ря села Спас­ко­го кре­стьян­ка име­нем Евфи­мия, за неко­то­рые гре­хи свои быв гне­вом Божи­им вне­зап­но пора­жен­на, зде­ла­лась от того нема, и имея язык во устах сво­их ока­ме­нел напо­до­бие кости, нескол­ко дней в тако­вом бед­ствен­ном состо­я­нии пре­бы­ва­ла. Потом явле­ни­ем, быв­шим ей во сне от Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы быв уве­щан­на, дала знать пома­ва­ни­ем сво­ей мате­ри, дабы она отве­ла ее во град Костро­му в собор­ную цер­ковь. Куда при­шед и в рас­ка­я­нии о гре­хах сво­их при­па­дая пред обра­зом Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы, ко удив­ле­нию всех полу­чи­ла со здра­ви­ем сво­бод­ное язы­ка сво­е­го упо­треб­ле­ние.

12) 1640 году меся­ца июня в 25 день Костром­ска­го уез­ду вот­чи­ны гос­по­ди­на Лав­рен­тия Пет­ро­ва сына Кра­сов­ска­го, дерев­ни Меде­ни­ко­вы кре­стьян­ская дочь име­нем Анна, будучи от рож­де­ния сво­е­го совер­шен­но сле­па, по отправ­ле­нии молеб­ствия пред чудо­твор­ною ико­ною и по окроп­ле­нии ее свя­щен­ною водою вдруг полу­чи­ла про­зре­ние.

13) 1641 года авгу­ста в 5 день гра­да Яро­слав­ля Вос­кре­сен­ска­го при­хо­ду посад­ская жена име­нем Мар­фа Симео­но­ва дочь, стра­дав­ши чрез пол­то­ра года в лютой болез­ни и быв

(л. 38 об.)

от того почти недви­жи­ма, когда услы­ша­ла о чуде­сах Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы, быва­ю­щих при помя­ну­той чудес­ной иконе Ея; то по про­збе ея быв бра­том сво­им при­ве­де­на в Костро­му для бого­мо­ле­ния пред оную ико­ну, в тот самой час ощу­ти­ла себе здра­ву, в кото­рой помо­щию дру­гих с нуж­дою под­не­се­на была при­ло­жит­ся иконе сей.

14) 1644 году меся­ца ноем­врия в 3 день сто­рож костром­ска­го собо­ру Ермо­лай Михай­лов, чрез две неде­ли имев все лице свое обтек­шее сил­ною опу­хо­лью, от кото­рой и очи его зре­ния лиши­лись, когда при оной явлен­ной иконе со усер­ди­ем Спа­си­те­лю Хри­сту и Пре­чи­стой Его Мате­ри молил­ся, то по окроп­ле­нии свя­щен­ною водою вдруг оток лица его опал, и он в той час совер­шен­ное здра­вие полу­чил.

15) 1734 году апре­ля в 17 день; вой­ска Дон­ска­го стар­ши­на Иван Мок­е­ев сын Ило­ван­ской в 1733‑м году июля 22 дня быв пле­нен крым­ски­ми тата­ра­ми и отве­зен в гор­ские чер­ка­сы в местеч­ко, назы­ва­е­мое Беш­те­ней, когда при­леж­но молил­ся Гос­по­ду Богу и Пре­чи­стой Его Мате­ри о избав­ле­нии сво­ем от пле­на и обе­щал­ся пред чудес­ным Ея обра­зом в Костро­ме совер­шить молеб­ная; то в 1734‑м году апре­ля 17 дня осво­бо­дил­ся от она­го мучи­тел­на­го пле­на и в дом

(л. 39)

отца сво­е­го пред­став­лен был здрав и невре­дим. Чего ради при­шед в Костро­му и все обе­щан­ное в собор­ной церк­ви испра­вив, всем сие при­клю­че­ние свое рас­ка­зал и оное соб­ствен­ным руко­пи­са­ни­ем во уве­ре­ние пра­во­слав­ных хри­сти­ан утвер­дил, кото­ра­го точ­ная копия при сем и при­ла­га­ет­ся.

В про­шлом 1733‑м голу по ука­зу Ея импе­ра­тор­ска­го вели­че­ства коман­ди­ро­ван я от вой­ска Дон­ска­го и Чер­кас­ка­го каза­ков в низо­вой кор­пус, в кре­пость Свя­та­го Кре­ста, то есть на Сулак, с поход­ным ата­ма­ном Ива­ном Васи­лье­вым сыном Фло­ро­вым; в кото­ром вой­ске и я мно­го­греш­ный был еса­у­лом, и не дошед до кре­по­сти Свя­та­го Кре­ста, на реке Куме, в уро­чи­ще Кара­мы­ше напа­де­ни­ем непри­я­тел­ска­го про­кля­тых бусур­ма­нов крым­ска­го вой­ска име­ли бата­лию, и за мало­люд­ством нашим были раз­би­ты, и был я в пра­вое пле­чо жесто­ко ранен и взят в полон июля 22, и отве­зен в крым­ское вла­де­ли­ще, в гор­ские чер­ка­сы, в местеч­ко Беш­те­ней, и содер­жан был в тиран­ском их муче­нии про­шло­го 1734 году апре­ля по 17 чис­ло, и в том моем плене с сокру­ше­ни­ем сер­деч­ным про­сил Все­мо­гу­ща­го Бога и Пре­свя­тую Вла­ды­чи­цу нашу Гос­по­жу Бого­ро­ди­цу, ради явле­ния чудо­твор­на­го Ея обра­за

(л. 39 об.)

нари­ца­е­мыя Фео­до­ров­ския, дабы исторг­ну­ла мя от рук бусур­ман­ска­го и вар­вар­ска­го того пле­не­ния, и обе­щал­ся про­сла­вить милость Ея и во свя­тем Ея хра­ме пения и мол­бы бла­го­дар­ствен­ная при­не­сти Ей. По кото­ро­му мое­му обе­ща­нию, помо­щию Все­сил­на­го Бога и Пре­свя­тыя Вла­ды­чи­цы нашея Бого­ро­ди­цы ради чудо­твор­на­го Сво­е­го обра­за, нари­ца­е­мыя Фео­до­ров­ския, от того пле­не­ния из тиран­ска­го их муче­ния сво­бо­дил­ся, и пред­ста­ви мя в дом роди­те­ля мое­го здра­ва и цела. О чем извест­ву­ю­ся во уве­ре­ние все­му пра­во­слав­но­му хри­сти­ан­ству, в про­слав­ле­ние же чудо­твор­на­го обра­за, нари­ца­е­мыя Фео­до­ров­ския, чрез самую истин­ну, и под­пи­су­юсь сво­ею рукою аз мно­го­греш­ный вой­ска Дон­ска­го, что на Дону в Чер­кас­ком, стар­ши­на Иван Мок­е­ев сын Ило­ван­ской 1735 году ген­ва­ря 4 дня.

Нахо­дят­ся еще и дру­гия мно­гия в запис­ках собор­ных чуде­са, при озна­чен­ной иконе быв­шия в преж­ния годы. Но оныя здесь ради крат­ко­сти не поло­же­ны. Что же над­ле­жит до наше­го вре­ме­ни; то не мож­но сомне­ват­ся, чтоб и во оном не про­ис­хо­ди­ли како­выя-либо бла­го­тво­ри­тел­ныя при­те­ка­ю­щим с верою пред ико­ну сию чудо­дей­ствия. Ибо хотя ныне мно­гие, силу оных в себе дознав­шие, пис­мен­ных о том об’яв­ле­ний в над­ле­жа­щия места и не пода­ют; одна­ко

(л. 40)

со осо­бен­ным бла­го­го­ве­ни­ем при­хо­дя в собор­ную цер­ковь, пред ико­ною сею тор­же­ствен­ныя бла­го­да­ре­ния Богу и Пре­чи­стой Его Мате­ри, в знак при­ня­тия от них бла­го­де­я­ний, воз­сы­ла­ют; а неко­то­рые из самых отда­лен­ней­ших мест незнат­ныя люди, при­е­ждяя в Костро­му для бого­мо­ле­ния, про­слав­ля­ют быв­шия на себе молит­ва­ми Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы щед­ро­ты Божия. Однак, поне­же все сии свы­ше мило­стию Божи­ею посе­щен­ные люди довол­ству­ют­ся исправ­ле­ни­ем одно­го ток­мо пред помя­ну­тою ико­ною бла­го­да­ре­ния, а не остав­ля­ют, как выше ска­за­но, пис­мен­на­го засви­де­тел­ство­ва­ния о чудес­но быв­ших им при­клю­че­ни­ях; того ради и в помя­ну­том Успен­ском собо­ре не име­ет­ся тако­вых запи­сок, в кото­рых бы вид­ны были и в нашем вре­ме­ни при оной чудес­ной иконе соде­ва­ю­щи­я­ся чудо­тво­ре­ния, хотя то оныя по выше­ре­чен­но­му без сум­не­ния, молит­ва­ми Пре­свя­тыя Вла­ды­чи­цы нашея Бого­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Марии, быва­ют к сла­ве без­ко­неч­на­го все­мо­гу­ще­ства и неис­то­щи­мой бла­го­сти Отца, и Сына, и Свя­та­го Духа, Еди­на­го Бога в Тро­и­це Лиц сла­ви­ма­го во веки веков. Аминь.       

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери