(л. 34 об.)
в разныя времена бывшия сему граду приключения удобно могли так истребить подробнейшия описания чудес Пресвятыя Богородицы, что мы теперь об оных в безъизвестности остаемся.
При сем не должны мы здесь и того молчанием прейти, что хотя, как выше сказано, принесение во град Кострому великомучеником Феодором иконы сея в 15 день, а явление ея великому князю в 16 число августа последовало; однако празднование обоих от дней благополучнаго самодержавствования благочестивейшаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича пренесено на 14 марта, по причине таковой, что в день сей Вышняго благословением и предстателством Пречистой Его Матери, по избранию всего российскаго общества, в Костроме возведен был на всероссийский престол помянутый великий государь Михаил Феодорович. А как сие возведение не толко в вечную славу Костроме послужило; но и всей России, которая известными при Годунове и Отрепьеве бывшими смятениями в конец почти разорилася, благоденствие и тишину возвратило; того ради великий оный государь и повелел, дабы к незабвенному сего великаго
(л. 35)
благодеяния Божия ознаменованию особенным празднованием прославляемы были в 14 день марта чудеса Пресвятыя Богородицы, многоцелебною иконою Ея совершившияся. Прежде же онаго благознаменитаго события определен ли был какий-либо известный в году день для праздника принесения и явления оныя чудотворныя иконы, о том мы никакого известия от древности не имеем. Или, как думать можно, сим последовавшим от великаго монарха определением оное прежнее установление загладилося. Да и то вероятно, что как службы на явление сея святейшия иконы изданной и напечатанной не было, то и утвержденнаго празнования не имелося. Однако в шестый надесять день августа и поныне, при составлении празника Нерукотворенному Образу Господню, бывает крестное хождение в Запруденский монастырь, на коем месте, как в повести сказано, явление иконы великому князю Василию открылося. Почему и оныя чудотворныя иконы благоговейное ношение к тому месту и празднованию повсягодно бывает при многолюдном собрании. Из коего обыкновения и заключается, что в сей день бывало издревле празднественное воспоминание толь знаменитаго
(л. 35 об.)
явления, явления же не простому какому человеку, но самому страны сея обладателю, великому князю и благоговей[ней]шему богопочитателю. Да иначе, если б никаковаго празнованием воспоминания о явлении сем чинено не было, удобно б забвению, не токмо день онаго, но и самое то чудесное открытие, было ль оно и кому было, предалося. А как сохранено находится, да еще известнейшым образом, до позных нашых времен сие сокровище незабвенным; следователно, было торжественно воспоминаемо толь великое благодеяние Творца нашего ко граду сему.
В прочем мы, костромския обыватели, из всего вышесказаннаго понимая особенное о граде нашем Божие благоволение, посредством иконы сея нам открывшееся, должны не едины уста к прославлению щедрот Его, но и сердца наши к угодному Его пресвятой воле служению обратить; да тако будучи внутренно к Нему расположены, возможем преклонити благость Его не токмо к продолжению прежних, но и ко умножению новых благодеяний, каковыя нам от Него ходатайствует предстателство Пренепорочной Его Матери. Аминь.
(л. 36)
Краткое изъявление некоторых чудес при чудотворной Феодоровской иконе, содеявшихся от дней возобновления ея, значащагося в предположенном сему повествовании, собранное из костромских соборных записок. [*]
1) Как по вышеозначенном возобновлении чудотворный Пресвятыя Богородицы образ при торжественном всего костромскаго духовенства славословии во свое место в 1636‑м году маия 4 дня поставлен был; то находившийся тогда в неисчетном множестве народа юноша именем Моисей во мгновении ока получил совершенное здравие от обдержавшей его чрез восемь лет болезни, ппричине которой все тело его необыкновенною опухолью и струпами было покрыто. Сие чудесное его исцеление было при ипатском архимандрите Тихоне и костромском протопопе Феодоре.
2) По сем того ж 1636 году маия в 7 день некая крестьянка Чудова монастыря Антонина, получив от болезни плеву, закрывшую очи ея, когда при исправлении обетов своих пред помянутым чудотворным образом по обыкновению приложилася к нему; то совершенное
[* – На полях примечание:] Смотри стран[ицу] 8. [Имеется в виду внутренняя нумерация этого текста]
(л. 36 об.)
зрение и исцеление очей своих, молитвами Пресвятыя Богородицы, свыше прияла.
3) Того ж года и месяца в 9 день костромскаго купца Савеллия Домерникова жена Ирина, быв чрез некое мучима от диавола, когда пришла в соборную церковь и услышала во Евангелии чтомы сии о Христе словеса: приидоша послушати Его и исцелитися от недуг своих, и страждущии от дух нечистых исцеляхуся, яко сила от него исхождаше и исцеляше вся; то вдруг нечистый дух, в сей жене гнездившийся, перестал мучить ее. А как она по литургии к чудотворной иконе приложилася; то лукавый демон, в виде смраднаго дыма изшед из нея, навсегда оставил ее свободну и здраву.
4) Того ж года и месяца в 11 день девица некая именем Параскева, бывши слепотою чрез два года одержима, когда во многочисленном народе со отцем и соседми своими покланялася пред чудотворною иконою Богоматери; то молитвами Ея немедленно получила от Бога совершенное при всех, тогда в соборной церкви бывших, прозрение.
5) Того ж году и месяца в 29 день города Костромы посадской человек Иосиф
(л. 37)
Савеллиев по прозванию Небесников, страдав шеснатцать лет падучею болезнию, когда с достодолжным усердием пред помянутою иконою совершал моления своя; то с онаго времени совершенно свободился от того злаго припадка.
6) Того ж года иуния в 1 [?] день Костромскаго уезду погоста Самети священника Иоанна внук Иоаким одержим быв новомесячным беснованием, когда в костромскую соборную церковь приведен был родителями своими пред чудотворную Пресвятыя Богородицы икону; то по обыкновенному пред нею совершении молебнаго пения и окроплении священною водою, совершенно оздравел.
7) Того ж году и месяца в 11 день города Костромы посадскаго человека Феодора овчинника жена Татиана, страдав от беса чрез два года и пять месяцов, когда в сновидении увидела явившуюся ей Пресвятую Богородицу, повелевшую прити сей жене в соборную церковь с надеждою исцеления; то она, исполнив сие повеление, совершенно от мучителства диаволя освободилася.
8) Того ж году и месяца в 15 день костромскаго Богоявленскаго монастыря служителя Иосифа дочь Фотиния, быв
(л. 37 об.)
чрез три года всеми жилами разслаблена, по отправлении молебна пред чудотворным Пресвятыя Богородицы образом, при собрании многочисленнаго народа вдруг встала сама на свои ноги, и приложившися к оному образу, совершенно телом укрепилася.
9) Того ж году и месяца в 24 день костромскаго купца Феодота Иванова по прозванью Трубина сын, именем Иоаким, страдав чрез три года падучею болезнию, по принесении от отца его молитв ко Пресвятей Богородице пред чудотворным Ея образом, навсегда исцелился от онаго лютаго припадка. Чего ради помянутый отец его Феодот по вся Богородичныя праздники приходил в соборную церковь для благодарения Пресвятей Богородице.
10) Того ж года и месяца в 25 день города Костромы одного ремесленника именем Василия жена Матрона, по приключившейся ей скорби, чрез две недели не владела правою рукою. А как по отправлении молебнаго пения пред чудотворною иконою, прикладываяся к ней, прикоснулася оною болною рукою; то вдруг сия рука ея, получив натуралное движение, в совершенном здравии осталася, к превеликому всех тогда сие чудо видевших удивлению.
11) 1637 году месяца августа в 10 день
(л. 38)
вотчины Троицкаго Ипатскаго монастыря села Спаского крестьянка именем Евфимия, за некоторые грехи свои быв гневом Божиим внезапно пораженна, зделалась от того нема, и имея язык во устах своих окаменел наподобие кости, несколко дней в таковом бедственном состоянии пребывала. Потом явлением, бывшим ей во сне от Пресвятыя Богородицы быв увещанна, дала знать помаванием своей матери, дабы она отвела ее во град Кострому в соборную церковь. Куда пришед и в раскаянии о грехах своих припадая пред образом Пресвятыя Богородицы, ко удивлению всех получила со здравием свободное языка своего употребление.
12) 1640 году месяца июня в 25 день Костромскаго уезду вотчины господина Лаврентия Петрова сына Красовскаго, деревни Медениковы крестьянская дочь именем Анна, будучи от рождения своего совершенно слепа, по отправлении молебствия пред чудотворною иконою и по окроплении ее священною водою вдруг получила прозрение.
13) 1641 года августа в 5 день града Ярославля Воскресенскаго приходу посадская жена именем Марфа Симеонова дочь, страдавши чрез полтора года в лютой болезни и быв
(л. 38 об.)
от того почти недвижима, когда услышала о чудесах Пресвятыя Богородицы, бывающих при помянутой чудесной иконе Ея; то по прозбе ея быв братом своим приведена в Кострому для богомоления пред оную икону, в тот самой час ощутила себе здраву, в которой помощию других с нуждою поднесена была приложится иконе сей.
14) 1644 году месяца ноемврия в 3 день сторож костромскаго собору Ермолай Михайлов, чрез две недели имев все лице свое обтекшее силною опухолью, от которой и очи его зрения лишились, когда при оной явленной иконе со усердием Спасителю Христу и Пречистой Его Матери молился, то по окроплении священною водою вдруг оток лица его опал, и он в той час совершенное здравие получил.
15) 1734 году апреля в 17 день; войска Донскаго старшина Иван Мокеев сын Илованской в 1733‑м году июля 22 дня быв пленен крымскими татарами и отвезен в горские черкасы в местечко, называемое Бештеней, когда прилежно молился Господу Богу и Пречистой Его Матери о избавлении своем от плена и обещался пред чудесным Ея образом в Костроме совершить молебная; то в 1734‑м году апреля 17 дня освободился от онаго мучителнаго плена и в дом
(л. 39)
отца своего представлен был здрав и невредим. Чего ради пришед в Кострому и все обещанное в соборной церкви исправив, всем сие приключение свое расказал и оное собственным рукописанием во уверение православных христиан утвердил, котораго точная копия при сем и прилагается.
В прошлом 1733‑м голу по указу Ея императорскаго величества командирован я от войска Донскаго и Черкаскаго казаков в низовой корпус, в крепость Святаго Креста, то есть на Сулак, с походным атаманом Иваном Васильевым сыном Флоровым; в котором войске и я многогрешный был есаулом, и не дошед до крепости Святаго Креста, на реке Куме, в урочище Карамыше нападением неприятелскаго проклятых бусурманов крымскаго войска имели баталию, и за малолюдством нашим были разбиты, и был я в правое плечо жестоко ранен и взят в полон июля 22, и отвезен в крымское владелище, в горские черкасы, в местечко Бештеней, и содержан был в тиранском их мучении прошлого 1734 году апреля по 17 число, и в том моем плене с сокрушением сердечным просил Всемогущаго Бога и Пресвятую Владычицу нашу Госпожу Богородицу, ради явления чудотворнаго Ея образа
(л. 39 об.)
нарицаемыя Феодоровския, дабы исторгнула мя от рук бусурманскаго и варварскаго того пленения, и обещался прославить милость Ея и во святем Ея храме пения и молбы благодарственная принести Ей. По которому моему обещанию, помощию Всесилнаго Бога и Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы ради чудотворнаго Своего образа, нарицаемыя Феодоровския, от того пленения из тиранскаго их мучения свободился, и представи мя в дом родителя моего здрава и цела. О чем извествуюся во уверение всему православному христианству, в прославление же чудотворнаго образа, нарицаемыя Феодоровския, чрез самую истинну, и подписуюсь своею рукою аз многогрешный войска Донскаго, что на Дону в Черкаском, старшина Иван Мокеев сын Илованской 1735 году генваря 4 дня.
Находятся еще и другия многия в записках соборных чудеса, при означенной иконе бывшия в прежния годы. Но оныя здесь ради краткости не положены. Что же надлежит до нашего времени; то не можно сомневатся, чтоб и во оном не происходили каковыя-либо благотворителныя притекающим с верою пред икону сию чудодействия. Ибо хотя ныне многие, силу оных в себе дознавшие, писменных о том об’явлений в надлежащия места и не подают; однако
(л. 40)
со особенным благоговением приходя в соборную церковь, пред иконою сею торжественныя благодарения Богу и Пречистой Его Матери, в знак принятия от них благодеяний, возсылают; а некоторые из самых отдаленнейших мест незнатныя люди, приеждяя в Кострому для богомоления, прославляют бывшия на себе молитвами Пресвятыя Богородицы щедроты Божия. Однак, понеже все сии свыше милостию Божиею посещенные люди доволствуются исправлением одного токмо пред помянутою иконою благодарения, а не оставляют, как выше сказано, писменнаго засвидетелствования о чудесно бывших им приключениях; того ради и в помянутом Успенском соборе не имеется таковых записок, в которых бы видны были и в нашем времени при оной чудесной иконе содевающияся чудотворения, хотя то оныя по вышереченному без сумнения, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, бывают к славе безконечнаго всемогущества и неистощимой благости Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единаго Бога в Троице Лиц славимаго во веки веков. Аминь.